галина винник
Конспект НОД «Волшебница осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать детям условия для свободного экспериментирования с акварельными красками, учить изображать осенний пейзаж в нетрадиционной технике рисования «по мокрому» листу бумаги.
Задачи:
- обогатить и расширить знания и представления детей об осени;
- создать условия для легкого восприятия новой информации;
- закрепить знания, полученные на предварительном занятии;
- развивать умение разнонаправленно работать кистью: отрывистыми,
примакивающими, неотрывными движениями;
- способствовать развитию у детей образного мышления;
Публикация «Конспект НОД „Волшебница осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- формировать у детей навыки работы в технике рисования «по мокрому»;
- воспитывать у детей стремление к достижению результата;
- воспитывать усидчивость и умение слушать.
Материалы и оборудование:
Для детей: лист бумаги формата А4 с предварительным рисунком, акварельные краски, кисти №6 и №3, банка с водой, салфетки.
Для педагога: ТСО: ноутбук, телевизор, презентация, фонограмма классической музыки; репродукции картин, предварительный рисунок, акварельные краски, банка с водой, кисти, салфетки.
Предварительная работа:
- словарная работа: репродукция, пейзаж, ранняя и поздняя осень, рисование
«по мокрому»;
- рассматривание репродукций, изображающих осенние пейзажи;
- предварительное рисование;
- чтение стихотворений об осени;
- прослушивание музыкальных произведений на тему осени.
Методы и приемы:
- наглядный метод: показ нанесения воды на лист бумаги, нанесение
цветовых пятен для формирования композиции;
- словесный метод: беседа, рассматривание и анализ, художественное
слово, прослушивание музыкального произведения;
- практический метод: погружение в игровую ситуацию, выразительные
движения, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, нетрадиционные техники
рисования.
Интеграция образовательных областей:
художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Применяемые технологии: технология ТРИЗ, личностно-
ориентированная, здоровье-сберегающая, художественно-творческого развития.
(Дети стоят полукругом на ковре)
Воспитатель:
- Здравствуйте дети, садитесь на стульчики. Сегодня мы отправимся с вами в волшебный лес, а почему он волшебный вы узнаете, отгадав загадку:
Листопад, листопад
Листья желтые летят!
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит к нам пришла она…
Воспитатель:
- Догадались, о ком эта загадка?
Дети:
- Да, это осень.
Воспитатель:
- Молодцы, а как вы догадались, что это осень? (ответы детей)
- Все правильно, дети. Осень красивейшее время года, поэтому и лес, в который мы отправляемся будет волшебный, ведь он осенний. Красоту осени воспевали и воспевают в своих произведениях поэты, художники и композиторы. Послушайте как красиво написал об осени поэт, слушайте внимательно и следите за изображениями на экране.
(На телевизоре включается презентация «Волшебница осень», см. приложение)
Всё вокруг разрисовала!
На цвета сменила моду,
Разукрасила Природу:
У берёзок, у сестричек -
Ленты жёлтые в косичках.
В красный шарф одеты клёны.
В пёстрых платьицах газоны.
На рябине украшенье -
Алых ягод ожерелье.
Обновляя всем наряды,
Воспитатель:
- Дети, скажите, художники одинаково изобразили осень на своих картинах? (ответы детей)
- На какой репродукции осень отличается от остальных изображений? (ответы детей)
Рис. 1 И. Левитан «Осень»
- Верно, на последней репродукции (рис. 1) осень совсем другая, можно сказать, что она там грустная? (ответы детей)
- Правильно, дети на этой репродукции на деревьях уже нет листвы, небо хмурое и пасмурное, солнце не светит, здесь художник изобразил позднюю осень.
Рис. 2 С. Горбарь «Золотая осень»
- Осень бывает очень разной и на остальных картинах изображена осень ранняя, такая как у нас сейчас, солнечная, с деревьями, одетыми в яркие разноцветные наряды, а небо голубое и чистое (пример рис. 2)
(В дверь стучатся, в группу входит Осень)
Осень :
- Слышу, слышу кто-то про меня здесь говорит?
- Здравствуйте, дети (ответ детей, узнали меня? (ответы детей)
- Как вы про меня красиво говорили, мне очень понравилось. А где вы меня такую видели? (ответы детей)
- Какие прекрасные картины, очень на меня похожи, но это не я, ведь я всегда разная и такая как сейчас никогда уже не буду.
- Как бы мне хотелось, чтобы меня опять кто-нибудь нарисовал.
- Дети, а вы умеете рисовать? (ответы детей)
- Нарисуйте меня пожалуйста!
Воспитатель:
- Дорогая, Осень, мы именно этим и хотели заняться, а рисовать мы будем не обычным способом, называется он «рисование по мокрому».
- Дети скажите, а как будет называться картина, на которой будет изображена Осень, портрет, пейзаж или натюрморт? (ответы детей)
- Верно, пейзаж, потому что мы будем рисовать осеннюю природу, а точнее волшебный, осенний лес.
- Поэтому сейчас мы с вами превращаемся в художников и проходим в нашу художественную мастерскую, присаживайтесь за столы (дети проходят за подготовленные для занятия столы, у каждого ребенка на столе: предварительный рисунок, акварельные краски, баночка с водой, кисти №3 и №6, салфетки)
Осень :
- Я думаю перед такой сложной работой нужно размять руки, давайте сделаем зарядку для наших рук и пальчиков?
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится (барабанить пальцами по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И гулять мы убегаем. (барабаним пальцами по столу)
Воспитатель:
- Очень здорово размялись, теперь можно приступать к работе.
(Объяснение и показ техники и этапов выполнения работы)
Воспитатель:
- На прошлом занятии мы с вами уже начали рисовать нашу Осень, ваши рисунки перед вами. Давайте вспомним как мы это делали:
- смочили лист водой, для этого мы взяли большую кисть и плавными движениями прошлись мокрой кистью по всему листу;
- размочили краски, добавив в необходимые цвета по капле воды;
- не дожидаясь пока наша бумага высохнет, большой кистью легкими движениями расставили цветовые пятна на листе бумаги, разделив лист на небо, лес и поле;
- предварительный рисунок готов, мы оставили его подсыхать.
- А сейчас мы приступаем ко второму этапу нашей работы (дети поэтапно повторяют за воспитателем, фоном звучат классические произведения на тему осени А. Дебюсси)
- сначала мы опять немного смочим наш рисунок, пройдемся мокрой кистью по всему листу, но воды уже нужно брать меньше, чем в первый раз;
- так же, как и в первый раз смачиваем нужные нам для работы цвета (голубой, желтый, оранжевый, красный, зеленый, коричневый);
- затем набираем на кисть нужную краску и по подсохшему слою примакивающими движениями кисти, прорисовываем сначала кроны деревьев, затем стволы и ветки, траву, облака, делаем мы это уже более насыщенной краской;
- теперь нам нужно немного подождать пока наши работы подсохнут, поэтому мы можем немного размяться. Вытирайте руки влажной салфеткой и выходите на ковер. (Дети выходят на ковер)
Физ. минутка:
Ходит осень по дорожке (шаги на месте)
Промочила в лужках ножки. (выставляем поочередно ногу на пятку, начиная с правой ноги)
Ходит осень, бродит осень, (шаги на месте)
Ветер с клена листья сбросил. (руки поднять вверх и опустить)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад (повороты головы друг на друга)
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель:
- Возвращаемся на свои места в художественную мастерскую (дети проходят за столы);
- наши работы подсохли, и мы можем нанести последние завершающие штрихи, берем самую тонкую кисть и уже с небольшим количеством воды набираем на нее краску, завершаем работу детальной прорисовкой стволов и веток деревьев (по окончанию работы дети раскладывают рисунки на отдельном столе).
(Выставка детских работ)
Воспитатель:
- Как здорово у вас получилось, настоящие пейзажи, Осень посмотри, похоже дети тебя изобразили?
Осень :
- Да, очень похоже, как вы быстро справились с моим заданием, получилось очень красиво, спасибо, а за ваши старания у меня для вас есть подарок. (Осень дарит детям корзину с яблоками)
- А мне пора, я еще не везде разукрасила листву и мне нужно спешить, до свидания!
Дети:
- До свидания, Осень!
Воспитатель:
- На этом наше путешествие в волшебный осенний лес подходит к концу, давайте вспомним, чему же мы сегодня научились и что нового узнали, ответьте на мои вопросы:
- Какое время года приходило к нам в гости?
- Какая бывает осень?
- Как называются картины на которых изображают природу?
- В какой необычной технике мы изображали осень?
- Вам понравилось рисовать в технике «по мокрому»?
- А, что еще вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- А, что было трудно?
- Дети, вы все молодцы, внимательно слушали и выполняли задания, спасибо вам, до свидания!
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2 / Г. Н. Давыдова - М. : Издательство Скрипторий 2003, 2008г.
2. Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О. Л. Иванова, И. И. Васильева - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
3. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова - М. : ТЦ Сфера, 2009г.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2007г.
5. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ / Т. А. Цквитария - М. : ТЦ Сфера, 2011.