Халилова Лейла
Конспект НОД в средней группе «Путешествие в подводный мир»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АГАЛАТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1»
Конспект НОД в средней группе по теме :
«Путешествие в подводный мир»
Воспитатель: Халилова Л. Н
Конспект НОД средней группе по теме :
«Путешествие в подводный мир».
Цель:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
Задачи:
Закрепить представление детей о жителях подводного мира;
Закрепить первоначальное представление о море;
Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
Развивать самостоятельность, активность.
Проблема: Поможем олененку Бемби, расскажем и покажем ему морских обитателей.
Оборудование и материалы:
Для общего сбора
-иллюстрации на доске (подводный мир)
-картинки с выбором центра по теме недели
Структура занятия:
Вводная часть (общий круг, настрой на занятие.
1часть: сюрпризный момент, обозначение проблемы, путешествие в подводный мир, знакомство морскими обитателями.
2 часть: работа в центрах активности.
3 часть. Итог. Второй круг.
1) центр искусства
клеенка, клей, пластилин, краски, ножницы, схемы для работы:
- раскраски по теме недели
- заплатки из пластилина (по теме недели)
- осьминог из ниток (тарелки одноразовые, нитки, дырокол, карандаши)
- медуза (вырезание по шаблону)
2) центр литературы и грамотности
- дидактическая игра «Четвертый лишний»
- рабочие листы
- художественная литература, прослушивание сказок
3) центр математики
- рабочие листы
- разрезные картинки
- рабочие листы по Мате+
- рабочие листы «Сложи узор»
- мозаика настольная (схемы)
- Д/И «Аквариум»
4) центр конструирования
- напольная мозаика (схемы)
- конструктор «ТИКО» (схемы)
- магнитный конструктор (схемы)
5) центр сюжетно – ролевой игры
- рыбалка
6) центр кулинарии
- печенье «Рыбочка» (карта) (клеенка, тесто, фартуки и шапки, доски, ножи)
7) центр песок и воды
- песок +ракушки (рабочие листы)
8) центр музыки
- рабочие листы
9) центр физкультуры
- рабочие листы
-физкультурный инвентарь
10) центр книгоиздательства
-клей, бумага, дырокол, картинки по теме, степлер, цв. ленточка
- книжка (морские обитатели)
Предварительная работа:
1) Рассказывание детям о морских обитателях
2) Подбор демонстрационного материала
3) Оформление книжного уголка «Морские обитатели»
Работа с родителями:
Пополнение книгами центра литературы и грамотности. Оформление выставки «Морские обитатели». Рекомендация родителям, сходить с ребенком в океанариум. Рассказать о морских обитателях.
Ход непосредственной образовательной деятельности
КРУГ 1
Общий сбор
Дети собираются в общий круг по звуку колокольчика.
В: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и поздороваемся с гостями.
1 Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)
Игра приветствие «Здравствуй друг»
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг.
Здравствуй друг.
Здравствуй весь наш дружный круг!
Дети садятся на коврик
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию
В: Дети, сегодня у нас необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Берет глобус)
А вот наш помощник. Ребята, что это?
Дети: - Это глобус.
В: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?
Дети: - Разноцветным.
Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?
Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).
Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(включаю запись звуков моря.)
Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море.
Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью подводной лодки. Подводная лодка с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
1слайд
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Всяк попасть туда мечтает.
Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны).
Сюрпризный момент; Заходит в группу второй воспитатель с игрушечным олененком «Бемби» и говорит:
В: -Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто пришел к вам гости? Олененок Бемби! Он никогда не видел морских обитателей, и хочет с нами в путешествие. А давайте его тоже возьмем с собой! Олененок посмотрит и узнает морских обитателей.
Дети: Давайте!
Все садятся на подводную лодку (имитированную)
В: Замечательно! На счёт «три» погружаемся.
1 -2 -3 – все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только открыть глаза.
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
(Открыта презентация)
2 слайд - на экране появляются картина.
В: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).
1 Ребё нок: -Кит
Воспитатель: Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.
3 слайд
Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина).
2 Ребё нок: - Дельфины.
Воспитатель: Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.
Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!
4 слайд
Воспитатель:
Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?
В. - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).
Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная…
Дети: Акула.
Воспитатель: - Чем питается акула?
Дети: - Рыбами, морскими животными.
Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.
5 слайд
Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?
Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих
ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения
пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.
6 слайд
В. : - Смотрите, кто это!
4 Ребё нок: осьминог
Воспитатель: - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
7 слайд
Воспитатель : - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?
Дети: - Рыба.
Воспитатель: - Давайте поиграем игру.
Игра «Вопросы - ответы»
Передаём игрушечную рыбку друг другу, отвечая на мои вопросы.
Вопросы про части тело рыб и ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
8 слайд
Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!
Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.
9 слайд
В. : - Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.
-Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.
Воспитатель: - Молодцы, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться в группу.
1 -2 - 3 – все замрём!
В детский сад мы попадём!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей.
В: Мы с вами узнали много нового, олененок Бемби тоже.
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
В: Ребята, давайте для олененка Бемби в подарок сделаем картинки и подделки о морских обитателях, чтобы он их хорошо запомнил.
Воспитатель: А для этого сейчас пойдем работать в центры. Сейчас мы возьмем карточки и прикрепим на доску (выбор центров) кто куда пойдет работать.
(Дети работают в центрах)
КРУГ 2
Трехразовый сигнал колокольчика
Воспитатель: Дети! Завершайте свою работу! (1 колокольчик)
Наводите порядок на рабочих местах! (2 колокольчик)
Присаживайтесь на свои места в кружок! (3 колокольчик)
2-ой общий сбор (Дети собираются в круг со своими работами и
садятся на ковер.
Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, давайте вы расскажете, кто и где работал. (Ответы детей)
Воспитатель: А чем вам больше понравилось заниматься? (Ответы детей)
Воспитатель: А что было самым легким? (Ответы детей)
Воспитатель: А самым трудным? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте подарим олененку наши подделки и картинки. А как вы думаете, теперь олененок Бемби запомнит морских обитателей? (Ответы детей)
Спасибо. Вы все молодцы!