Инна Масленникова
Конспект НОД «Сервировка стола»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование знаний у детей о сервировке стола.
Задачи:
Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
(культурно - гигиенические навыки) :
- Учить подготовке стола к приему пищи с учётом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований;
- Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ;
Образовательной области «Речевое развитие»
Публикация «Конспект НОД „Сервировка стола“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Сервировка стола
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- Развитие навыков диалоговой речи путём обобщения знаний по культуре поведения за столом.
Оборудование: предметы сервировки стола (скатерть, салфетница, салфетки, хлебница, тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи, презентация.
Словарная работа: сервировка, этикет, посуда, салфетница, хлебница.
Ход:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.
Дети: Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно есть.
Воспитатель. Верно, сегодня мы с вами коснёмся вопросов поведения, т. е. этикета за столом, а ещё будем учиться правильной сервировке стола. Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет. Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам. Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей. Рядом валялись кости и объедки. Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось. Люди отошли от подобных обычаев. Расскажите мне, чем отличается приём пищи в настоящее время от древнего?
Дети. Сейчас люди едят из посуды, пользуясь столовыми приборами и салфетками.
Воспитатель. Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания. Вспомните, пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.
Дети. Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Ешь аккуратно. Не чавкай. Суп кушать нужно так, чтобы другие тебя не слышали и т. п.
Воспитатель: Основная цель сервировки стола – это создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами.
Воспитатель: Что же такое сервировать стол?
Дети. Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи.
Воспитатель: Что необходимо сделать сначала?
Дети: сначала необходимо вымыть руки, затем надеть форму дежурных (берет и фартук) .
Воспитатель: Появились правила, которые рассказывают, как правильно раскладывать и расставлять посуду на столе которое стали называть «сервировка стола».
1ребенок - Стелим скатерть, поверх нее раскладываем салфетки под каждого ребенка, чтобы стол оставался чистым (дети выполняют действия по мере необходимости) .
2ребенок – Ставим на стол салфетницу с салфетками для рта и рук.
3ребенок – В центре на салфетку поставим блюдце для хлеба или хлебницу.
4ребенок – Вокруг блюдца или хлебницы поставим маленькие блюдца: ручки чашек смотрят вправо, на них чайные ложки для компота, если в компоте есть сухофрукты - положим на блюдце чайную ложку для того, чтобы их есть.
Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее правило, отгадай загадку:
Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая -
Зовут ее … .(тарелкою) .
Правильно, теперь мы поставим на салфетку тарелку для первого (супа, борща, щей, ухи) .
Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее правило, необходимо отгадать загадку:
Сел за стол я и копаю
Маленькой лопаткою.
Инструмент я окунаю,
В борщ, повидло сладкое.
Что лопатка зачепнет,
Отправляю прямо в рот:
Кашу, торт, бульон, окрошку…
Знают все, что это… (ложка) .
Воспитатель: С какой стороны от тарелки мы положим ложку? (справой стороны от тарелки) .
Воспитатель: Еще загадка:
У нее зубцы стальные
Длинные и острые
Ею подцеплять куски,
Очень даже просто нам! (вилка) .
Воспитатель: С какой стороны от тарелки мы положим вилку? (с левой стороны, вверх зубчиками) .
Воспитатель: Отгадайте ребята следующую загадку:
Он из стали, и прекрасно
Режет овощи и мясо.
Только лезвие не трожь.
Ну, конечно, это… (нож) .
Воспитатель: Я хочу узнать, где нужно положить нож? (нож кладем справа, лезвием к тарелке, перед ложкой). Для чего нужен вилка и нож?
Дети: Вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, кусочки от которых трудно отделить только при помощи вилки. Тогда вилкой мы придерживаем продукт, а ножом отрезаем небольшой кусочек.
Воспитатель – Вот мы и накрыли на стол. Ребята, а как проверить у всех ли лежат столовые приборы?
Дети: нужно остановится около каждой тарелки и проверить наличие столовых приборов и как они лежат. Что мы должны пожелать сидящим за столом? Правильно, мы пожелаем им «Приятного аппетита».
Воспитатель. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и научились хорошо сервировать стол. Давайте я вам напомню «Правила поведения за столом»
• Не сиди, развалившись.
• Не клади ногу на ногу.
• Не шаркай ногами, не разговаривай.
• Не вертись, не толкай товарища.
• Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.
• Кусай хлеб над тарелкой.
• Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.
• Правильно держи вилку, ложку и нож.
• Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.
• После еды положи ложку и вилку в тарелку.
• Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
• После еды полощи рот.
Воспитатель: Ребята, а что необходимо делать, после завтрака, обеда, ужина со столовыми приборами.
Дети: Теперь нужно убрать со стола. Дидактическая игра: «Убери со стола» (Все действия производятся в обратной последовательности) .
Итог: Воспитатель: Чему мы сегодня научились? Как правильно нужно сервировать стол? С чего начинается сервировка стола? (закрепить этапы сервировки.) Какие «Правила поведения за столом» вы должны выполнять?