Ольга Стукова
Конспект урока по СБО для учащихся коррекционной школы VIII вида «Столовая посуда. Сервировка стола»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Столовая посуда. Сервировка стола.
Цели: расширять представления о видах и назначении посуды; дать понятия «столовая посуда», «сервировка стола»; учить сервировать стол к обеду, пользоваться столовыми приборами; развивать осязание; отрабатывать навыки ориентировки на плоскости; расширять словарный запас; воспитывать культуру приёма пищи.
Публикация «Конспект урока по СБО для учащихся коррекционной школы VIII вида „Столовая посуда, Сервировка стола“» размещена в разделах
- Домоводство, СБО, труд
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Сервировка стола
- Темочки
Оборудование: виды гончарной (фарфоровая, фаянсовая, глиняная) посуды, столовая посуда (глубокие и мелкие тарелки, стакан, столовые приборы, скатерть, салфетки, предметные картинки.
Ход урока.
1. Беседа по теме.
- О каких предметах говорится в загадках?
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит.
(чайник)
Она бывает глубокая,
Она бывает мелкая.
Однако, это не река,
Ведь из неё едят всегда.
(тарелка)
- Как называются эти предметы? (посуда)
Первая посуда появилась в глубокой древности. Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Плетёнку обматывали сырой глиной. Такая посуда была недолговечной. Однажды такая плетёнка, обмазанная глиной, случайно попала в костёр. Прутья сгорели, а глина стала твёрдой, как камень. Люди заметили, что обожжённая глиняная посуда становится прочной, и стали специально обжигать посуду из глины в печках. Первая глиняная посуда была мало похожа на современную.
2. Теоретическая часть.
- Для чего люди используют посуду?
(посуду используют для приготовления пищи и для подачи её на стол)
- Как называется посуда для приготовления пищи? (кухонная посуда)
- Перечислите кухонную посуду. (кастрюля, сковорода, чайник, кофейник, дуршлаг, вафельница)
- Назовите посуду, которую используют для подачи пищи на стол. (тарелки, салатницы, супницы, бокалы)
Посуда, предназначенная для приёма пищи называется столовая посуда.
- Подумайте, почему она так называется.
- Столовую посуду используют для подачи еды к завтраку, обеду, ужину.
Тема урока : «Столовая посуда».
Вы узнаете, из чего делают современную столовую посуду, как правильно накрыть стол к обеду.
Практическое задание.
Ребятам предлагается рассортировать посуду : кухонная, столовая.
- Из чего делают столовую посуду? (стекло, глина, пластмасс, дерево)
Основным материалом для изготовления столовой посуды является глина. Человек научился творить с глиной настоящие чудеса. Из разных сортов глины получается различного вида столовая посуда : гончарную (из глины, фаянсовую (из глины с добавлением примесей, фарфоровуют посуду (из высокосортных сортов глины). (Демонстрация посуды, выполненной из разных материалов)
Практическое задание.
Ребятам предлагается рассмотреть и рассортировать по видам столовую посуду : фарфоровая, фаянсовая, глиняная.
- Назовите отличительные признаки различных видов посуды. (толщина, вес, звучание, оформление)
Самой дорогой, ценной посудой считается фарфор. Фарфоровой посудой в старину пользовались зажиточные люди, царственные особы. В повседневной жизни мы используем для сервировки стола фаянсовую посуду.
- Что означает сервировать стол?
Сервировка – это подготовка стола к завтраку, обеду и ужину.
Красиво накрытый стол вызывает аппетит, поднимает настроение.
- Из скольких блюд состоит обед?
- Какая столовая посуда нам потребуется для обеда? (глубокая и мелкая тарелки, стаканы)
- Для каких блюд используют глубокие (мелкие) тарелки?
- Какие ещё предметы необходимы для приёма пищи? (ложка, вилка, нож)
Ложка, вилка, нож – это столовые приборы. Сегодня приём пищи нельзя представить без использования столовых приборов. А ведь в древнем мире люди ели руками.
Самым древнем прибором является нож – он был ещё у первобытных людей, правда он был не железный, а каменный. Ложка появилась позднее, более 1000 лет назад, её делали из дерева. Вилкой стали пользоваться 500 лет назад, её можно было встретить только в очень богатом доме. Причиной появления вилки послужила мода на огромные кружевные воротники (иллюстрация). Они то и дело пачкались во время приёма пищи, а, кроме того, не позволяли наклонить голову к тарелке. Вилкой есть оказалось гораздо удобнее – наколов пищу вилкой, её легко было донести до рта.
3. Практическая часть.
I. Порядок сервировки стола к обеду.
1) Подготавливая стол к обеду, его накрывают скатертью. В центре стола ставят тарелку с хлебом, приборы со специями (солью, горчицей, перцем).
2) Тарелки ставят на край стола, мелкую тарелку вниз, а глубокую сверху.
3) Столовые приборы выкладывают в определённом порядке. С правой стороны кладут нож и ложку: ближе к тарелке нож (лезвием к тарелке, а после него ложку (выпуклой стороной вниз). С левой стороны кладут вилку зубцами вверх. Стаканы для третьего блюда ставят за тарелкой с правой стороны.
4) Во время обеда принято пользоваться салфеткой. Салфетки бывают из ткани или из бумаги.
- Для чего используют салфетки?
Сервируя стол, салфетку можно положить под тарелку, поставить декоративно сложенную в тарелку, выставить в салфетницу.
Практическое задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют сервировку обеденного места.
II. Правила пользования столовыми приборами.
Ложку берут правой рукой. Её следует подносить ко рту боковой стороной ближе к острому концу. Вилку и нож держат наклонно к тарелке. Вилку держат левой рукой, а нож – правой. Мягкую пищу (изделия из творога, омлет, яичница и др.) отделяют вилкой небольшими кусочками. Нож употребляют для нарезки твёрдой пищи (отбивная, сосиска и др., отрезая небольшими кусочками по мере необходимости. Если разрезать на части весь кусок, то пища быстро остынет, будет менее вкусной. Во время приёма пищи столовые приборы нельзя класть на стол. Их кладут на край тарелки. После приёма пищи столовые приборы кладут в тарелку.
4. итог урока.
- Что значит сервировать стол?
- Какую посуду мы используем для сервировки стола к обеду?
- Какие столовые приборы необходимы для приёма пищи?