Светлана Комарова
Конспект занятия по экспериментированию «Секреты лимона» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений ребенка о фрукте лимон и его свойствах.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследовательской деятельности.
2. Учить рассуждать, делать выводы.
3. Формировать навыки самоконтроля.
4. Формировать умение видеть красоту окружающей природы и бережного отношения к ней.
5. Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Секреты лимона“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Методы и приемы реализации содержания занятия
Игровой - дидактическая игра, музыкально ритмические движения.
Наглядные методы - демонстрация, показ картин.
Словесные - беседа, объяснение, проблемные ситуации, вопрос.
Практические – опыты, трудовая деятельность.
Материал и оборудование: плоды лимона, модель лимонного дерева, 3 тарелки с кожурой лимона, мякотью и семечками, стаканы с водой, чайные ложки.
Ход:
Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и заниматься мы начнём!
Восп. : - Доброе утро, ребята! Я приглашаю вас к столу с колокольчиками.
Восп. : - Колокольчик зазвенит у того, кто любит рисовать. (дети звонят колокольчиками, кто любит кататься с горки. А сейчас зазвенит мой колокольчик, я ребята люблю комнатные растения, люблю их выращивать и ухаживать за ними.
Восп. : Сегодня я вам предлагаю познакомиться с одним интересным растением. Мы не только познакомимся с ним, но и узнаем секреты этого растения. А узнавать секреты растения мы будем в нашей лабаратории.
(дети подходят к магнитной доске, на которой фотография лимонного дерева, рассматривают)
Восп. : - Из каких частей состоит лимонное дерево? Кто знает, тот руку поднимает.
(ответ ребёнка - ствол, корни, плод, ветки, листва)
Мы назвали все части лимонного дерева, а теперь кто сможет выложить все части по порядку от самой нижней до верхней. выкладываем на мольберте модель лимонного дерева.
Восп. :
- Становитесь в круг удобно. У меня в руках лимон. Ярко жёлтый и упруг, все на свете знают этот фрукт. Чтобы узнать лимона секреты, нужно нам дать поскорее ответы. ИГРА «СКАЖИ И ПЕРЕДАЙ»
Мы будете передавать друг другу лимон и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. (ответы детей – кислый, шершавый, большой или маленький,жёлтый, съедобный, витаминный)
Восп. : -Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте. Но это ещё не все секреты. А сейчас приглашаю вас в лабораторию. (На магнитной доске картина с изображением плода лимона)
Восп. : - Ребята посмотрите какая часть дерева у меня в руках? (ответ – плод лимона). Чем плод покрыт снаружи? (ответы детей - кожурой) Что внутри плода? (ответы детей- сочная мякоть и косточки)
(дети с педагогом подходят к столу, на котором 3 тарелки с кожурой лимона, мякотью и семечками)
Восп. :
- Потрогайте, понюхайте, попробуйте на вкус. Что вы можете сказать о частях плода? Что можно сделать с семечком? (ответы детей)
Восп. : - Правильно, из семени вырастает дерево и сочные лимоны.
Восп. : - Лимонный сок и лимонная кислота широко используются в кулинарии в изготовлении тортов, пироженого, конфет.
Восп. : - Лимонная кислота придает приятный аромат в напитках. В какие напитки добавляется лимон и лимонная кислота? (ответы детей) (картинка с изображением лимонного сока и чая с лимоном) Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
Восп. : - Какой витамин содержится в лимоне? Для чего нужен витамин С? (ответы детей)
Восп. : - Употребляя лимон в пищу каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет и он улучшает настроение. Поэтому я приглашаю вас на танец
Музыкальная физминутка «Лимонадный дождик»
Восп. : - Чувствуете, какое настроение стало прекрасное!
Восп. : - Сегодня мы в нашей лаборатории сами приготовим лимонад. Для этого нам понадобятся лимоны, вода и сахар. Перед тем как мы начнем готовить лимонад, нам надо взять влажную салфетку и протереть руки. Возьмите свои половинки лимонов и выжимайте сок в блюдца. Затем сок выливаем в графин, насыпаем сахар, добавляем кипяченую воду и перемешиваем. Кто готов попробовать? Пробуем.
.Восп. :
- Мы с вами еще не все секреты лимона открыли. Проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов (один очищенный, второй в кожуре). Чем лимоны отличаются друг от друга? (ответы детей) Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного? (мнения детей)Давайте, проверим.
Восп. :
-Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло? (лимон утонул)
Восп. : - Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (мнения детей)Проверим? Что произошло? (лимон не утонул, всплыл) В чем же секрет? (секрет в кожуре).
Восп. : - Рассмотрим лимон по -внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона? (спасательный жилет, круг) Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.
Восп. : - Какой интересный секрет лимона мы узнали.
Восп. : - А сейчас я вам покажу фокус (показываю и комментирую)
Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка)Возьмите ложечки и попробуйте.
А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?
(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)
-Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду)
Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Насыпьте в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешайте. Что получается? (кислая вода)
-В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите по щепотке соды (на столе блюдечко с содой, бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)
-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.
Восп. : - Итак, юные ученые, мы с вами завершили работу в лаборатории. Я снова вас приглашаю к столу с колокольчиками.
Пусть колокольчик зазвенит у того, кто сегодня узнал что-то новое? (опрос детей) Пусть зазвенит колокольчик у того, кому сегодня на занятии было интересно? Пусть зазвенит колокольчик у того, кому сегодня было трудно? Те, кому было трудно, пусть не отчаиваются. Не сделать открытий без трудностей и преград. Сегодня вы сделали много опытов и узнали много секретов про лимон
Восп. : -А сейчас зазвенит мой колокольчик. Мне очень было приятно с вами работать. Вы прилежно и дружно трудились, И лимона секреты вам сегодня открылись. Спасибо!