Оля Колядина
Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад «Светлячок»
Подготовила: Колядина О. С.
пгт. Крапивинский
2020г.
Цель: Знакомство с различными видами часов.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с видами часов; с тем как по ним узнавали время (солнечные часы – по тени); по звездам; песочные часы; «живые» часы – петух; механические часы; электронные часы. Используя прием рассматривания и сравнения.
• Подвести детей к пониманию назначения часов.
Публикация «Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения „Путешествие в царство часов“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
• Научить устанавливать причинно-следственные связи между строением (солнечные, песочные, механические, электронные).
• Подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
Воспитательные:
• Вызвать положительно эмоциональный отклик.
• Воспитывать бережное отношение к часам; учить ценить свое время.
Развивающие:
• Развитие познавательных способностей.
• Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; не перебивать товарищей, строить полные предложения.
Предварительная работа:
• Разучивание загадок, пословиц о времени.
• Чтение о времени, часах.
• Наблюдение за временем суток.
• Рассматривание иллюстраций на данную тематику.
Оборудование: письмо от «короля часов», волшебная палочка; картины: утро (рассвет, день (солнце высоко, вечер (закат, тень; солнечные часы; макет «солнечные часы»; фонарик; картины: звездное небо; луна; желтый картон; песок; сундучок; песочные часы; механические часы; картина: механизм; разобранные механические часы; часы + ключ для завода; часы с кукушкой (маятником); наручные часы; настенные часы; карманные часы; будильник; дом; забор; дедка; бабка; петухи; электронные часы; батарейки; наручные электронные часы; секундомер; 6 больших картин: тень, небо, песок, механизм, деревня, батарейки; по 3 одинаковых маленьких карточки; солнечные часы; звезды; песочные часы; механические; петух; электронные часы.
Ход НОД
– Ой, ребята, смотрите куда-то исчезли наши часы со стены. Никто из вас не видел? (нет).
– Интересно, куда же они пропали? Как вы думаете? (упали за кровать, сломались и их забрали в ремонт).
– А как же мы теперь будем узнавать время? (спросим у кого-нибудь).
– А у кого?
– Как же мы теперь узнаем, что нам пора заниматься, гулять, обедать, спать? (заглянем в соседнюю группу и посмотрим, что там делают дети).
– Да ребята, оказывается, без часов очень плохо.
– Ой, смотрите, а здесь лежит какое-то письмо. Интересно откуда оно взялось? И кому адресовано?
– Ребята, да это же для нас с вами, смотрите, тут написано «Детям средней группы из 61 детского сада». Давайте посмотрим, что в нем. (Открываю, читаю).
– «ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА, ПИШЕТ ВАМ КОРОЛЬ ЧАСОВ.
ХОТЕЛ БЫ Я УЗНАТЬ У ВАС, ВОЗМОЖНО ЛЬ,
МНЕ БЕЗ ЧАСОВ ПРОЖИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ?
БРОДИЛ Я МНОГО ПО ПЛАНЕТЕ
И ВОТ РЕШИЛ ОБРАТИТЬСЯ К ДЕТЯМ,
А ВДРУГ, ВЫ МНЕ ПОМОЖЕТЕ В ОТВЕТЕ».
«НЕДАВНО МНЕ РАССКАЗАЛИ ОДНУ ИСТОРИЮ – «ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧАСОВ», А Я В НЕЕ НЕ ПОВЕРИЛ И ДАЖЕ СКАЗАЛ, ЧТО БЕЗ ЧАСОВ Я МОГУ ОБОЙТИСЬ. И ВСЕ ЧАСЫ ОБИДЕЛИСЬ НА МЕНЯ И УШЛИ, А Я БЕДНЫЙ И НЕСЧАСТНЫЙ ТЕПЕРЬ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КОГДА В МОЕМ ЦАРСТВЕ НАСТУПИТ УТРО, А КОГДА ВЕЧЕР. РЕБЯТА, ПОМОГИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА».
– Король часов просит нас о помощи, поможем ему? (да). Может быть, тогда и наши с вами часы вернутся на свое место.
– А все-таки ребята, как вы считаете можно ли без часов обойтись? (нет, по часам моя мама встает на работу, чтобы не опоздать; отводит меня к завтраку в детский сад; если бы не было часов, мы бы не смогли отличить день от вечера).
– Я с вами согласна, но чтобы помочь Королю, нам придется отправиться в путешествие по «Истории развития часов».
– Но, как нам это сделать? (пойти, поехать, полететь).
– А я кажется, знаю. Смотрите, что это? (волшебная палочка).
– Интересно, откуда она тут взялась? Не знаете? (кто – то забыл).
– Наверное, ее прислал Король часов, чтобы с ее помощью мы могли прогуляться в прошлое.
– Ну, что отправляемся в путь? (да).
– ТОГДА ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА И ГОВОРИМ ТАКИЕ СЛОВА: «1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ» (выполняем, открываем глаза и идем к первому столу).
– Смотрите, мы попали в далекое прошлое.
– Какие здесь красивые картины. Посмотрите.
– Что тут изображено? (утро, солнышко просыпается).
– Это называется восход.
– А тут? (вечер, солнышко ложится спать).
– А это называется закат.
– Посмотрите, а что это такое сзади мальчика? (его тень).
– Да ребята, утром, когда солнце встает становится светло, а ближе к вечеру, когда оно ложится спать, темнеет и от предметов и людей образуется тень. Именно так раньше люди определяли утро и вечер, по тени.
– Смотрите, а что изображено здесь? (круг с палочкой) – солнечные часы.
– Да, потом люди стали задумываться, как точнее узнать время и придумали солнечные часы. Вот они. (Показ часов).
– Люди чертили круг и вбивали в середину колышек, который обозначал стрелку часов. Солнышко ходило по небу, а по кругу ходила тень от колышка. Смотрите. (Показ эксперимента).
– Здорово получилось? (да).
– Скажите, такие часы удобны? (нет).
– А всегда ли можно определить время по таким часам? (нет). Почему? (солнышка не будет, и тень не будет падать; еще такие часы случайно можно затоптать или сломать колышек).
– Да ребята, вы правы. А сейчас посмотрите вот на эти картины. Что на них изображено? (звездное небо).
– Да, раньше звезды тоже служили часами, т. к. человек заметил, что ночью в разное время были видны разные звезды.
– А какие бывают звезды? Как вы думаете? (большие, маленькие, расположены далеко, близко; светят тускло, ярко).
– Молодцы, а сейчас давайте превратимся в часики.
Физминутка
Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так?
(стоят руки на поясе, наклоны влево-вправо).
Это маятник в часах, отбивает каждый такт
(стоят руки на поясе, наклоны влево – вправо).
А часы идут, идут (ходьба на месте).
Иногда вдруг отстают (замедляется темп ходьбы).
А бывает, что спешат. Словно убежать хотят! (бег на месте).
Если их не заведут, то они совсем встают (останавливаются).
– Молодцы! А теперь с помощью нашей волшебной палочки, давайте отправимся дальше.
– ЗАКРЫВАЙТЕ ГЛАЗА И 1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ. (Выполняем действие, открываем глаза и продвигаемся вперед, ко второму столу.)
– Ой, ребята, что это здесь такое насыпано? (песок).
– Верно, это для нас подсказка. Кто из вас догадался, какие появились часы? (песочные).
– Сейчас проверим (достаю из сундука песочные часы).
(Показываю).
– Правильно, молодцы! А почему они так называются? (в них песок).
– Как они работают? (в них сыплется песок из одной чашечки в другую и поэтому люди узнают, который час).
– Они удобны? (их можно брать с собой, но надо все время переворачивать).
– А чем они не удобны? (песок сыплется мало, только 5 минут; в карман положить неудобно; на стену не повесишь).
– А что можно успеть сделать, за то время пока сыплется песок? (помыть руки, выпить чашку сока).
– А где ими удобно пользоваться? (в поликлинике, в бассейне).
– Молодцы! Все узнали мы с вами о песочных часах и теперь двигаемся дальше.
ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА И ГОВОРИМ: 1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ. (Выполняем действие и идем к третьему столу).
– Ну, вот ребята, прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом, которые сохранились и теперь. (На столе стоят механические часы).
– Как вы думаете, почему эти часы называются механическими? ( у них есть механизм: пружинка и зубчатые колечки).
– Да, посмотрите перед вами механические часы.
– У них внутри есть пружинка и 2 зубчатых колесика. Колесики цепляются друг за друга и стрелки двигаются. (Показ на картинке и часах механизма).
– Но, такие часы каждый день нужно заводить ключом. (Показ часов и ключа к ним).
– А это часы с кукушкой (маятником). Смотрите, какие необычные. (Показ).
– А как такие часы называются? (наручные). Где их носят? (на руке).
– А это наручные часы? (нет, они очень большие). Показ (больших часов, с виду, как наручных). Правильно, эти часы вешаются на стену и называются – настенные.
– А такие часы называются карманными. (Показ).
– Ребята, а что должно быть в часах, чтобы мы не опаздывали на работу, в детский сад? (будильник, он звонит).
– Да, по утрам, нас будит будильник, но чтобы он зазвонил, что нужно с ним сделать? (завести). (Показ будильника, завожу).
– Вот, как здорово звонит, громко.
– А сейчас, я хочу напомнить вам одну потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполнит роль часов :
Петя, Петя петушок –
Золотой гребешок,
Петя рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает!
(Петушок)
– Правильно, посмотрите сюда (в стороне домик, бабушка, дедушка сидят, а на заборе сидит Петушок).
– Раньше, да и в наше время, в деревнях и селах люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, хлопали крыльями и кричали «ку-ка-ре-ку». Утром петушок кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, чтобы ложились спать.
– Скажите, а в городе можно пользоваться такими живыми часами? (нет). Почему? (в квартире мало места и негде держать Петушка).
– Правильно ребята. А сейчас давайте вернемся к нашим настоящим часам.
– Помимо механических часов, люди придумали еще и электронные. (Показ).
– Как вы думаете, как они работают? (на батарейках).
– Да, такие часы работают от батарейки, а время в них выставляется с помощью кнопок. И на руке их тоже можно носить. (Показ ручных.) Настоящие чудо – часы.
– А это, что такое? (секундомер).
– А он, для чего нужен? (засекать время).
– А где, им можно пользоваться? (на физкультуре).
– Да, с его помощью можно засечь время и узнавать насколько быстро вы бегаете.
– Вот ребята, теперь вы видите, какой путь развития прошли часы, чтобы стать такими, как сейчас. Без них не может обойтись ни один человек, ни в древности, ни сейчас. Так, что теперь вы видите, как «Король часов был не прав».
– А сейчас давайте вспомним названия часов, с которыми мы познакомились. Поможет нам в этом игра: «НАЙДИ СЕБЕ ТУ КАРТИНКУ, КОТОРАЯ ПОДХОДИТ К ТВОИМ ЧАСАМ». ( ЦЕЛЬ: помочь запомнить название часов и то, как по ним узнавали время).
– Шесть человек у меня будут капитаны, вы получаете большие картинки (тень, небо, песок, механизм (пружинка и колечки, деревня, батарейки) и вам нужно встать в разных уголках группы. Все остальные получают маленькие карточки с изображением часов (солнечные, звезды, песочные, механические, петушок, электронные).
– Пока я говорю слова, тем, у кого маленькие карточки нужно быстро найти свою большую картину, которая имеет отношение к вашим часам.
– Все понятно (да). Тогда начинаем.
– СМОТРИ СКОРЕЙ, КОТОРЫЙ ЧАС
– ТИК-ТАК, ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!
– А СЕЙЧАС НЕ ЗЕВАЙ,
– СВОЮ КАРТИНКУ ВЫБИРАЙ.
(Помогаю, хвалю – проговариваем. Сначала были: солнечные часы – время узнавали по тени; по звездам; по песочным часам; по механическим; по живым часам «Петушок» – в селах и деревнях; по электронным.)
– Молодцы! Все справились. (Забираю карточки).
– Вот и закончилось наше путешествие по «Истории развития часов «и пора нам возвращаться в группу. Закрывайте глаза и говорите вместе со мной:
– «1, 2, 3 – ОБРАТНО ПАЛОЧКА НАС ОТНЕСИ» (выполняют действия, открывают глаза).
– Ну вот, мы и вернулись. Кто мне скажет, что же надо сделать «Королю», чтобы все часы к нему вернулись и больше на него не обижались? (извиниться).
– Да, ребята, теперь нам надо будет написать Королю письмо и обо всем ему рассказать, а еще вы можете нарисовать для него любые часы, которые вам больше всего понравились. Но этим мы займемся вечером, а сейчас отдыхайте после длительного путешествия.