Ирина Сальникова
Конспект НОД «В мире техники» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы. Тема: «В мире техники».
Доминирующая образовательная область «Познание» на интеграции с образовательными областями «Коммуникация», «Конструирование», «Социолизация».
Цель: Обобщение знаний детей о разных видах техники – бытовой, производственной, технической игрушке при помощи МФО приема типового фантазирования. Воспитание чувства товарищества, через умение работать в команде.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
1. Уточнить понятие «техника», выделить функции: облегчает, ускоряет работу, приводит к качественному результату.
2. Упражнять в умении сравнивать технику по назначению.
3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
4. Формировать умение формулировать умозаключение.
5. Формировать умение договариваться, слушать ответы сверстников и дополнять их.
6. Развивать воображение, навыки сочетать признаки разных предметов, изобретательские умения и творческую активность детей при помощи Метода Фокальных Объектов приема типового фантазирования (ТРИЗ).
7. Упражнять в умении работать в команде.
Ожидаемые результаты: Дети отличают технику от других рукотворных предметов, выделяют ее функции, называют разные виды техники (бытовую, производственную) по характерным признакам, формулируют умозаключение, договариваются при выполнении совместной работы.
Принцип организации образовательной деятельности:
• решение задач в условиях ведущего вида деятельности – игры;
• деятельностный подход.
Предварительная работа:
Обучение ТРИЗовским методам и приемам через дидактические игры. Изобретение символов обозначающих разные виды техники.
Материал и оборудование: Символы обозначающие разные виды техники. Схема «Для чего нужна техника». Предметные картинки посуды, транспорта, игрушек, электроники,, клей, ножницы, бумага белая формата А3 для работы в команде по 3 штуки.
Ход НОД:
Мотивационно-стимулирующий этап.
Ребята, на электронную почту от Самоделкина пришло видеописьмо, давайте его посмотрим (просмотр видеоролика, где Самоделкин предлагает детям поучаствовать в выставке технических устройств).
Примем участие в выставке техники будущего? (Ответы детей.)
Организационно-практический этап.
Тогда, нам нужно разобраться, что же такое техника? Некоторые приборы не включается в розетку. Они работают от зарядных устройств: батарейки и аккумуляторы. Ученые говорят, что техника – это инструменты, приборы, машины, которые при включении и управлении выполняют определенные действия и помогают человеку в жизни. Разберемся с разными видами техники. Подойдем к столу, выберите картинку с изображением техники. Оказывается, техника бывает разной :
• Существует бытовая (домашняя) техника – это техника для дома. Обозначим ее символом (символ на мольберте);
• Кроме домашней бытовой техники, существует техника, которая облегчает труд человека на работе, она называется производственная. Обозначим ее так (символ);
• Ребята, а это что? Игрушки (предметы для игры). Взрослые для детей создают технические игрушки. Обозначим их таким символом (символ).
Разместите свою картинку под соответствующим символом (дети распределяют технику по мольбертам).
- Посмотрим, что получилось? Почему эта техника относится к бытовой, домашней? (используется дома). А эту технику почему отнесли к производственной? (используется на производстве, на работе). Какие картинки разместили под символом «техническая игрушка»?
А почему не взяли матрешку и карандаши?
Вот какая замечательная техника окружает нас! Интересно, а какие предметы замещали современную технику в прошлом и какие будут в будущем?
Игровое упражнение «Что было и что будет?»
- Посмотрите на экран. Что это? (Автомобиль.)
- На чем передвигался человек до автомобиля? (Лошадь.)
- а сейчас перед вами автомобиль будущего.
(Ложка – миксер – а что заменит миксер в будущем – робот.) Ребята, зачем же человек постоянно изобретает новую, более современную технику? Для чего она нужна? (Показывает схему.) Обобщение: для облегчения, ускорения и получения лучшего результата.
- Давайте это проверим. Вам знакомы эти предметы? (Толкушка и блендер.)
- Для чего мы их используем? Проверим эти предметы в действии. Измельчим ягоды для приготовления морса. Блендером буду работать я, т. к. техникой в детском саду можно пользоваться только взрослым, но даже взрослые должны соблюдать правила пользования бытовыми приборами:
- нельзя допускать попадания воды на бытовые приборы;
- при отключении бытового прибора нельзя тянуть за шнур;
- так же, нельзя допускать пережимов на шнуре бытовых приборов.
Предлагаю засечь время с помощью таймера - кухонного будильника и одновременно измельчить ягоды толкушкой (ребенок) и блендером (воспитатель). Во время работы с блендером педагог ведет ситуативную беседу.
Посмотрите, в какой чашке ягоды полностью измельчились? Почему? Значит, блендером работать как? (Показывает схему.) Блендер нужен для облегчения, ускорения и получения лучшего результата.
- Мы много рассуждали о технике, давайте изобретем технические устройства для выставки! Придумывание техники будущего с помощью типового приема фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Приемы: уменьшения- увеличения, дробления-слияния, наоборот, изменения во времени, оживление-окаменение, универсализация-специализация.
- Какая на ваш взгляд должна быть техника будущего? Дети отвечают
- На столах лежат лист бумаги, клей, ножницы и наборы картинок «транспорт», «бытовые приборы и посуда», «игрушки и электроника». А теперь давайте разделимся на три команды, и каждая команда соберет свою технику будущего, а капитан расскажет, какая техника получилась. Предлагайте 3 капитанов. Капитаны набирайте себе команды. Посовещайтесь и выберите себе 3-4 штуки картинки из предложенных, которые соедините при помощи техники коллажа в одну технику будущего. Вы уже не раз работали в команде, вот правила, которые помогут вам правильно организовать работу и достичь результата (педагог раздает три схемы-правила, расходятся по столам). Я буду вашим консультантом, обращайтесь, если нужна моя помощь. Время для работы будем отмерять таймером. Дети, посовещавшись, отбирают и приступают к работе. По окончании работы представляют результат будут представлять капитаны.
Контрольно-диагностический
Время на сборку технических устройств закончилось, посмотрим, что у нас получилось. Капитаны вам слово Как вы работали, чтобы получился такой результат?
Например: Мы решили, что наша производственная техника будущего должна быть большая, что бы в нее поместилась вся строительная бригада, поэтому мы взяли автобус, должна быть быстрая поэтому мы взяли ракету и если вдруг производственной технике придется работать на воде, мы взяли теплоход, чтобы не утонула. Назвали мы нашу производственную технику будущего «Автотеплорак». по начальным слогам названия транспорта который мы соединили.
А можно ли наши устройства назвать техникой? Обсуждение с детьми.