Анна Останина
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Весна-красна»
▼ Скачать
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Весна красна»
Вид образовательной деятельности: совместная образовательная деятельность по рисованию.
Цель: систематизировать представления детей о времени года – весна
Задачи:
- формировать представления детей о признаках весны;
- Развивать зрительное восприятие,логическое мышление, речь, внимание, кругозор;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы „Весна-красна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать познавательный интерес к неживой природе, умение работать в коллективе.
Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно-организованной образовательной деятельности: познавательное развитие, игровая, общение, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная;
Форма организации детей: фронтальная.
Методы и приемы: словесный – вопросы, объяснения,
наглядный – демонстрация,
практический – рассматривание, выполнение, показ;
Материал и оборудование: корректурные таблицы по теме «Весна», предметные картинки по теме «Весна», фишки и разрезные картинки на тему «Весна», клей, кисти для клея,салфетки, клеенки, ватман ; ноутбук, запись произведений П. И. Чайковского «Времена года», Д. Шостаковича «Весна — пробуждение».
Планируемый результат: у детей сформировано представление о характерных весенних признаках, дети умеют замечать изменения в природе, у детей развито зрительное восприятие, логическое мышление, речь, внимание, кругозор, у детей сформирован познавательный интерес к неживой природе, умение работать в коллективе.
Предварительная деятельность с воспитанниками: наблюдение за погодой и природой, труд, участие в конкурсе «Огород на подоконнике», просмотр познавательных мультфильмов, рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей, отгадывание загадок о весне, чтение стихов о весне, опыты со снегом и льдом, составление рассказов о весне, выставка рисунков о весне.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Создание образовательной ситуации
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся.
ДОБРОЕ УТРО!
(Дети стоят около воспитателя, слушают стихотворение) .
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу принесли письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я белый медведь и зовут меня Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
- Ребята, а где живут белые медведи? (На Северном полюсе).
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему медведи не видели весну?
(проблемная ситуация)
Ребята, мы с вами многое знаем о весне. Но как же мы Умке всё расскажем? Давайте вместе подумаем, как мы сможем ему помочь?
Дети: Мы можем рассказать в письме о весне, загадать загадки о весне, прочитать стихи, нарисовать рисунок о весне.
Воспитатель: Ребята, а я вам предлагаю вместе, дружно сделать для Умки коллективную работу о весне.
(Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы).
2. Основная
(формирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми, вовлечение детей в познавательную деятельность качеств и свойств неживой природы).
Воспитатель: Дети, расскажем Умке о весне?
Дети: Да!
Воспитатель: послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла …весна.
(Дети принимают цель деятельности., слушают стихотворение).
Воспитатель: предлагаю вам послушать,как звучит ВЕСНА
(Дети слушают запись произведений П. И. Чайковского «Времена года», Д. Шостаковича «Весна — пробуждение»).
Воспитатель: Ребята, вы послушали, как звучит весна.
А что конкретно каждый из вас услышал?
Или может,когда вы слушали звуки весны, вы что-то представили. Поделитесь,пожалуйста.
(Дети высказывают своё мнение).
В: Хорошо, продолжаем говорить о весне.
Сейчас я предлагаю вам пойти за столы, сесть на стульчики.
Сейчас вам предстоит поработать в парах. Перед вами таблица, в каждой ячейке которой картинки, изображающие какой-либо признак весны
Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие изменения происходят в природе весной. Каждой паре нужно будет по очереди назвать признак весны, не повторяя предыдущие ответы. Будьте внимательны!
(Дети садятся на стулья, вместе с воспитателем рассматривают таблицу корректурную таблицу № 1 по теме «Весна», отвечают на вопросы).
Молодцы! Признаки весны мы с вами повторили
Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение»
Упражнение: «Продолжи предложение»
- Закончилась долгая, холодная… (зима);
- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);
- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);
- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают);
- Появляются первые… (проталины);
- Бегут звонкие (ручьи);
- С крыш домов капают… (сосульки);
- На деревьях набухают… (почки);
- С тёплых краёв прилетают… (птицы);
- Мы очень любим первые весенние… (цветы);
- Первые весенние цветы это… (подснежники);
- Весной птицы вьют, строят, делают (гнезда);
- Ребята строят для скворцов… (скворечники);
(Дети слушают предложения, вставляют необходимые по смыслу слова).
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю вам следующую игру: «Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»
- Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор (Трава)
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (Ручей)
- Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
- Здесь на ветке чей-то дом,
Не дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут. (Гнездо)
- Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)
- Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши … (Стаи)
- Что на веточках раскрылось.
И в апреле распустилось? (Листва, почки)
- Голубые Зеркала
Туча наземь пролила.
Неглубоки, мелки.
Мелки как тарелки.
Не боятся стужи
Голубые (Лужи.)
- Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ….(Капель)
- Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата —
К нам плывут издалека
В синем небе. (Облака)
- Гнездышко из веток —
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть. (Птенцы)
(Дети отгадывают загадки, накрывают фишками нужные картинки).
Воспитатель: Предлагаю вам немного подвигаться
Физминутка «В группу к нам жук влетел»
В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат
Вот направо полетел,
Каждый вправо посмотрел. поворот туловища
Вот налево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, показывать
Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой
Жук наш приземлился, сели-встали
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж.
(Дети вместе с воспитателем выполняют движения по тексту).
Воспитатель: А мы с вами продолжаем говорить о весне
Дидактическая игра: «Объясни значение слов»
(рассмотрите картинки и объясните, значение слов)
- Ручей – это…;
- Скворечник – это…;
- Капель – это…;
- Подснежник – это…;
- Почки – это…;
- Проталина – это…;
- Гнездо – это…;
- Стая – это…
- Насекомые – это…
(Дети объясняют значения предложенных слов).
В: Ребята! Внимание! Сейчас я задам вам очень сложный вопрос, но вы наверняка на него ответите: Почему наступает весна и природа просыпается? (Почему весной становится тепло)
Дети: Природа оживает благодаря солнцу!
В: А сейчас предлагаю вам следующее задание «Сравни и назови» : я буду начинать предложение о солнышке, а вы должны будете найти предмет в таблице, на который солнышко похоже по этому признаку.
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)
Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)
Солнце теплое, как (печка, рукавички, шуба)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
(Дети ищут в таблице схожий по названному признаку предмет).
Молодцы!
Воспитатель: Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному. Давайте рассмотрим картины Левитана «Весенняя проталинка» и Басова «Весенний пейзаж».
(Дети рассматривают предложенные картины художников).
Воспитатель:
-Ребята, какое время года изображено на картинах? Почему вы так решили?
- На какой картине изображена ранняя весна?
- На какой картине изображена поздняя весна?
- Какая погода? Настроение картины?
- Что можно сказать о красках картины?
- Как бы вы назвали эти картины?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя).
В: Какие вы молодцы! Как вы здорово сегодня поработали! А сейчас я предлагаю вам выполнить коллективную работу, которую мы отправим Умке на Северный полюс.
Ребята, перед вами на столе картинки, вам нужно выбрать признаки весны и приклеить их на нашу картину. Будьте внимательны!
Какая замечательная работа у нас получилась, которую мы сделали все вместе, дружно, сообща.
3. Заключительная (подведение итогов деятельности, оценка ее результатов с привлечением детей к самооценке).
Воспитатель:
Дети,а вы не забыли, для кого мы делали эту работу? А где живет Умка? Как вы думаете, Умке понравится наша картина? Теперь Умка точно будет все-все знать о весне, как и вы.
(Дети высказывают свое мнение, аргументируют свои ответы).