Шимко Юлия Александровна
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительное яйцо». Экспериментальная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Удивительное яйцо».
Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Задачи:
-Расширить представления детей об окружающем мире и объектах, созданных живой природой.
- Продолжать знакомить со свойствами и качествами объектов через опытно-экспериментальную деятельность.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Удивительное яйцо“, Экспериментальная деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Яйцо. Опыты и эксперименты с яйцами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
-Закрепить знания о яйце, как о полезном и значимом продукте для человека.
-Развивать способность к анализу, синтезу, сравнению, самоконтролю умение делать обоснованные выводы.
-Способствовать развитию интереса к православным традициям и праздникам,
Оборудование: ноутбук, фартуки, шапочки, игра «Колумбово яйцо», картинки к игре «Кто несет яйца?»
Материал: 7яиц сырых, 7 вареных яйц, 7сырых яиц, 7 больших прозрачных пластиковых стаканов с водой, 7 пластиковых стаканов, ложки, блюдца, пенопластовые яйца, краски, кисточки, салфетки.
Ход НОД.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
На экране слайд (бабушка с пустой корзинкой)
Воспитатель: Ребята, получила сегодня вот такое послание от бабушки Аринушки. Как вы думаете, что у нее случилось?
Дети: У неё что-то пропало.
Воспитатель: Может и разбиться.
Может и свариться.
Или в птицу даже превратиться.
Что это?
Дети: Яйцо.
Воспитатель: Так что же пропало у бабушки?
Дети: У бабушки Аринушки пропали яйца из корзины.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Надо помочь ей найти яйца.
Воспитатель: Кто согласен с предложением, Саши, помочь?
Дети: все
Воспитатель: А как можно помочь?
Дети: Поискать.
Воспитатель: Как много интересных предложений, но найти их будет непросто, потому что для этого необходимо выполнить ряд необычных заданий. Вы готовы?
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, скажите, а откуда берутся яйца?
Дети: Их несут куры.
Воспитатель: А вы знаете, их несут не только куры, и животные, и насекомые. А кто, мы узнаем, если правильно выберем тех, кто несет яйца. А какие именно вы найдёте в игре «Кто несет яйца?».
Играют. (На слайде в корзине-яйцо)
Воспитатель: Смотрите, что произошло?
Дети: В корзине бабушки Аринушки появилось яйцо.
Воспитатель: Значит, вы выполнили задание правильно. Молодцы! Продолжим? А что вы знаете о яйце, как о продукте?
Дети: Яйцо полезно для человека. В нем есть витамины.
Воспитатель: Яйцо - удивительный продукт, в нем много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляют мозг, зрение и сердце, зубы и кости. А в приготовлении каких блюд человек использует яйца?
Дети: салат, булочки.
Воспитатель: Замечательно, как раз хочу предложить вам интересную игру «Продукты». Выберите картинки на которых изображены продукты, где используется яйцо.
Проводится Игра «Колумбово яйцо».
Воспитатель: Молодцы справились. А кто попробует из этих картинок собрать яйцо?
Воспитатель: Молодец, Дима, собрал яйцо.
Воспитатель обращает внимание на изменения на следующем слайде: еще яйцо в корзине.
Воспитатель: Что изменилось на слайде?
Дети : У бабушки Аринушки появилось ещё яйцо.
Воспитатель: Замечательно, корзинка бабушки потихоньку наполняется, благодаря вам. Ну что, ребята, продолжим искать яйца бабушке? А что вы можете сказать о внешнем виде яйца?
Дети: Оно овальное, хрупкое, гладкое, белое, коричневое…
Воспитатель: А какие свойства яйца знаете?
Дети: хрупкое.
Воспитатель: Но это не все свойства яйца. Предлагаю узнать о них в результате опытов в нашей «лаборатории». Но прежде чем приступить к опытам, что необходимо сделать?
Дети: Надеть на себя специальную одежду.
Опыт № 1 «Что внутри яйца».
Воспитатель: А как вы думаете, что внутри сырого яйца?
Дети: белок и желток.
Воспитатель: А давайте проверим прав ли Дима. Как это сделать?
Дети: Нужно разбить яйцо.
Воспитатель: Как разбить яйцо, с помощью чего.
Дети: Разбить ложкой, разбить о стол.
Воспитатель: Самый простой способ предложил Серёжа. Может ты, Серёжа, и попробуешь.
Разбивают яйцо предложенным, безопасным способом.
Воспитатель: А почему разбилась скорлупа?
Дети: Скорлупа тонкая, хрупкая, ломкая.
Воспитатель: Ребята, а что в середине яйца?
Дети: Желток. Он желтый.
Воспитатель: Что вокруг желтка?
Дети: Это белок.
Воспитатель: Права был Дима, значит. Как считаете? А какай он, белок?
Дети: Прозрачный, жидкий.
Воспитатель: Что вы можете сказать о яйце, после того, что вы увидели из этого опыта?
Дети: Яйцо состоит из скорлупы (оболочка яйца, белок (густая прозрачная масса, в центре желток.
Опыт №2 «Собираем желток».
Воспитатель: Мои юные лаборанты, а кто из вас знает, как отделить желток от белка?
Дети: Разбить скорлупу ножом на две части и аккуратно отделить желток от яйца.
Воспитатель: Я могу показать вам один способ, которому меня научила мама. Попробуем вместе?
Дети: Да.
Воспитатель: Берём пластиковую бутылку. Подносим к тарелке с жидким яйцом. Нажимаем на бутылку, выпускаем воздух. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Воспитатель: Почему это произошло? Что по вашему мнению, помогло желтку оказаться в бутылке?
Дети: Желток там оказался, потому что ему помог воздух.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята. Бутылка работала как насос, поэтому желток и оказался в бутылке. При нажатии на бутылку воздух вытесняется, а когда отпускаем, воздух возвращается и втягивает желток.
Опыт №3 «Как узнать сырое или вареное яйцо?»
Воспитатель: А от бабушки своей я знаю как легко и просто узнать сырое яйцо или варёное, не разбивая его. А может кто-то из вас знает этот способ. Дети: предлагают свои варианты.
Воспитатель: Одно вареное, а другое сырое. Скажите, чем они похожи? Чем отличаются?
Дети: У них одинаковая форма и цвет.
Воспитатель: Получается, что по внешним признакам нельзя отличить вареное от сырого яйца. Нужно яичко покрутить.
Дети: Крутят яйца. Предлагают свои предположения.
Воспитатель: Яйцо вареное хорошо крутится, потому что все содержимое яйца сварено и находится в твердом состоянии. Когда яичко сырое, то оно не крутится, потому что содержимое яйца находится в жидком состоянии и не даёт яйцу раскрутиться. Жидкая масса яйца все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Опыт №4 «Тонет не тонет».
Воспитатель: А как вам такие чудеса? (опускаю яйца в стаканы с обычной водой и водой с солью.) А попробуем такой фокус вместе?
Дети: Да
Воспитатель: Опускаем яйцо с помощью ложечки в стакан с пресной водой. Что произошло?
Дети: В пресной воде яйцо тонет.
Воспитатель: В рядом стоящий стакан добавим три столовые ложки соли и хорошенько размещаем. Что произошло с водой?
Дети: Вода приобрела мутный оттенок.
Воспитатель: Аккуратно опускаем яйцо в наш раствор. Что случилось?
Дети: Яйцо держится на поверхности воды.
Воспитатель: Кто может сказать, почему оно не тонет?
Дети: Яйцо не тонет, если вода солёная.
Воспитатель: Что не даёт ему утонуть?
Дети: Соль.
Воспитатель: Яйцо поддерживает растворенные в ней частички соли, поэтому оно держится на поверхности. Соль повышает плотность воды, чем больше соли, тем сложнее в ней утонуть.
Воспитатель: Смотрите-ка, ребята, ваши успешные опыты помогли найти еще яйца бабушки Аринушки. Сколько их уже собрали?
Дети: шесть.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем бабушке Аринушке яйца?
Дети: варить, жарить.
Воспитатель: Яйцо считается символом жизни, символом солнца, несущего с собой радость тепло и свет. Весной у православных христиан есть такой праздник Пасха, по традиции которого люди красят и расписывают узорами яйца и дарят их друг другу, как символ жизни. И бабушка предлагает нам всем вместе в традициях этого праздника украсить собранные нами яйца узорами. Попробуем? Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Что для этого нам понадобится?
Дети: краски, кисточки, яйца, стаканчики с водой.
Воспитатель: Все это есть в нашей мастерской народных умельцев. А какие виды росписи вам знакомы?
Дети: Хохломская роспись, дымковская роспись, городецкая роспись, гжель.
Воспитатель: А можем мы применить эти элементы, чтобы нанести узоры на яйца?
Дети: Да.
Воспитатель: Я думаю, что и свои узоры вы можете придумать, правда ребята?
Дети: Да.
Дети присаживаются за столы. Расписывают пенопластовые яйца. (В ходе работы воспитатель тоже участвует в росписи и беседует по ходу о приемах работы с детьми).
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Воспитатель: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? Как вы считаете, удалось нам помочь бабушке Аринушке? Что мы для этого делали? А что нового и интересного вы узнали сегодня? Что понравилось? Что было трудного. У вас получились прекрасные сувениры.
Воспитатель: Кому вы подарите свое расписное яичко?
Дети: Маме, другу, бабушке, сестричке, братику.
Воспитатель: А я своей доченьке,Аннушке, подарю! Всех с наступающим праздником Светлой Пасхи.