Татьяна Дудорова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему : «Идём дорогою добра» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Расширение знаний детей о доброте и её роли в жизни человека;
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Дорогою добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- развитие познавательных интересов детей, познавательных процессов (мышления, внимания, воображения, памяти);
- формирование умения детей самостоятельно, осознанно делать выбор в пользу добрых поступков, анализировать, сравнивать, рассуждать.
Речевое развитие:
- Развитие связной, грамматически правильной речи;
- обогащение активного словаря (милосердие, щедрость, забота)
- совершенствование речи как средства общения;
Социально-коммуникативное развитие:
- приобщение к общепринятым нормам и правилам через активное взаимодействие со взрослым и сверстниками, участие в игровых упражнениях, игровых ситуациях;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, жизнерадостности и активности детей;
- поощрение стремления детей совершать добрые поступки;
Физическое развитие
- Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
- развитие двигательной активности
Художественно-эстетическое развитие
- развитее навыков танцевальных движений, умений выразительно и ритмично двигаться по показу, в соответствии с характером музыки, словами;
- продолжать формировать умение свободного владения карандашом при раскрашивании.
Словарная работа: милосердие, щедрость, внимание, забота
Оборудование и материалы:
рисунок «волшебное дерево», шишки для белок, домик для птиц, сюжетные картинки с изображением добрых и плохих поступков, по два «смайлика» на каждого ребенка, карточки в виде плодов с изображением добрых дел и отрицательных поступков, «плоды – пустографки» на каждого ребенка, силуэты звездочек, фломастеры желтого и красного цветов, плюшевое сердце, мяч.
Ход НОД
Дети сидят за столами. Воспитатель входит в группу.
Воспитатель:
Утра доброго всем пожелаю,
Говорю не простые слова,
Говорю потому, что я знаю:
Утро доброе – дню голова!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем и поговорим. Но сначала улыбнемся друг другу, вы мне, я вам. Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, внимание, память, смелость. Вы готовы? Для начала послушайте песню.
Воспитатель включает аудиозапись песни «Если добрый ты…» из мультфильма про кота Леопольда (дети могут подпевать)
Вы узнали, из какого мультфильма эта песня? (выслушивает ответы детей).
Как вы думаете, какая песня по характеру? (выслушивает ответы, подводит к пониманию того, что песню можно назвать доброй).
Давайте и мы с вами поговорим на очень важную тему - о доброте. Как по вашему, что такое доброта? (ответы детей). Какие еще слова связаны со словом «Добро»(любовь, забота, внимание, милосердие, щедрость)
Воспитатель: Доброта – это ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них.
Доброта—она на веки
Украшенье человека….
А что значит быть добрым? ( Примерные ответы детей: быть внимательным, заботливым, ласковым)
Воспитатель: Я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла посылку от кота Леопольда. А еще у меня есть письмо от него. Хотите послушать?
Воспитатель зачитывает письмо от кота Леопольда
«Дорогие ребята! Пишет вам кот Леопольд. У меня есть очень красивый и удивительный сад, в котором живут птицы и белки. В этом саду я вырастил для всех детей волшебное дерево. На нем созрели плоды. Но проказники мыши нагрубили белкам, разорили гнездо птиц, а плоды осыпались. Дерево от этих поступков засыхает. Помогите, ребята, я один не справлюсь».
Воспитатель: Ребята, Леопольд просит нас о помощи. Как мы сможем ему помочь? (Дети предлагают варианты помощи)
- Тогда, может отправимся в сад Леопольда?
Под музыку «Дорогою добра» Ю. Энтина дети выполняют ритмичные движения по тексту под показ воспитателя.
Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, какое красивое дерево вырастил Леопольд.
Воспитатель: Кто помнит, как мыши поступили с белками? Что значит слово нагрубить? Как мы можем помочь нашей белочке? ( Примерные ответы детей: утешить ее, угостить орехами, сказать ласковое слово). Воспитатель подводит детей к тому, что доброта начинается с добрых слов.
Ребята, вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова. Их ещё называют “волшебными словами» и они идут от сердца. Давайте вспомним их (дети передают друг другу плюшевое сердце и называют вежливые слова).
Воспитатель хвалит детей, прикрепляет изображения белочек возле дерева, угощения для них.
Игра «Не ошибись, пожалуйста!» (игра на внимание)
Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Игра называется «Не ошибись, пожалуйста!» Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”. Договорились?
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки вверх!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши!
- Потопайте, прошу вас.
- Попрыгайте.
- Руки вперед.
- Присядьте, пожалуйста, три раза!
- Молодцы, какие вы внимательные…
Игра «Преврати злое слово в доброе»
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Крикливый – молчаливый
Развязный – скромный
Трусливый - храбрый
Воспитатель: Может кто – то из вас знает пословицы о доброте? (дети вспоминают знакомые пословицы)
Воспитатель разбирает с детьми пословицы, дети объясняют смысл (например, «за добро добром и платят», «за доброе дело жди похвалы смело»).
- А такую пословицу слышали «Не одежда красит человека, а его поступки»? Как вы ее понимаете? (не важно как человек выглядит, а важно что он делает).
Воспитатель предлагает детям разыграть сценки с опорой на сюжетные картинки и рассказ воспитателя. Задача детей-игроков выбрать нужные действия. Остальные дети оценивают поступки героев при помощи смайликов. «Улыбка» - добрый поступок, «Обида» - плохой.
1. Девочка ехала в автобусе. На остановке в автобус вошла старушка с тяжелой сумкой. Как должна поступить девочка? (ребенок самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя разыгрывает ситуацию)
Как поступила девочка? (оценка и обсуждение поступка)
2. У мальчика была рогатка. Он увидел кошку и стал в нее стрелять.
Оцените поступок героя. Как можно исправить эту ситуацию? Как бы вы поступили? (предложения детей)
Воспитатель: Вспомните из письма, что сделали мыши с гнездом птиц.
Они его разорили. Какой это поступок? Как поступит добрый человек?
Как должен относиться человек к природе, животным? (ответы детей)
Воспитатель: Добрый человек заботиться о растениях и животных (достает домик для птиц). Кот Леопольд прислал вот этот замечательный домик, в котором птицам будет тепло и уютно.
3. Мама затеяла дома уборку. Ей надо постирать, развесить белье, помыть посуду. Какое доброе дело мы с вами сможем сделать?
Давайте поможем маме
Физкультминутка. Танец «Стирка» (дети выполняют музыкально-ритмические движения по показу воспитателя и под текст песни).
Воспитатель: Мы все хорошо помогли нашим мамам. Но в нашей помощи нуждается дерево. Из – за проказ мышей все плоды осыпались. Я собрала их в корзину (в корзине лежат плоды «яблок» с изображением добрых дел, «груши» с изображением злых поступков, «апельсины - пустографки» (двойные, на которых дети после занятия могут нарисовать свои добрые поступки.
Давайте вернем нужные плоды на место и тогда у нас откроется спрятанное слово (ДОБРОТА, предлагает ответить на вопросы. (Воспитатель задаёт детям вопросы, они открывают плоды (яблоки) с добрыми поступками, вешают на дерево.
Вопросы:
1. Дружит с солнцем ветерок
А роса с травою
Дружит с бабочкой цветок
Дружим мы с тобою (Дружба)
2. Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать. (Милосердие)
3. Люблю я маму, папу и всю свою семью.
О чем любимым людям я песенки пою? (О любви).
4. Слово «жадность» наоборот (Щедрость)
5. Это внимание к другим людям, уважительное отношение к старшим и малышам. (Забота)
6. В сердце каждого из вас живет солнце. Что оно может подарить окружающим? (Теплота)
7. Доброта в моем понимании –
Это ласка, любовь и (Внимание)
Воспитатель хвалит детей, раскрывает слово. Какое слово у нас получилось?
Дети: ДОБРОТА (если есть читающие, если нет – читает воспитатель.
Воспитатель: Кот Леопольд вырастил Дерево Доброты.
Воспитатель: Ребята, иногда мы с вами совершаем нехорошие поступки. Можем нечаянно кого-то обидеть, не поделиться игрушкой, сказать грубое слово. Давайте мы с вами все свои злые поступки уберем в корзину и больше так делать не будем! Дети кладут карточки с изображением плохих поступков в корзину для мусора.
Воспитатель: У кого остались карточки без картинок? На плодах апельсина вы можете нарисовать свои добрые поступки. Может, у вас вырастет свое дерево доброты, и вы украсите его своими добрыми делами. Плоды апельсина – двойные, вы можете поделиться с другом. А нам возвращаться в группу.
Под музыку «Дорогою добра» Ю. Энтина дети «возвращаются в группу», садятся за столы.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, наша встреча подходит к концу.
Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами говорили сегодня? Что делали? А вам трудно было выполнять задания? Какая задача для вас оказалась самой трудной? Какое задание было самим лёгким? О чём бы вы хотели рассказать друзьям, родителям? А для чего вам нужны карточки без картинок (плоды апельсина?
Возьмите звездочки и раскрасьте их красным фломастером, если вам было легко и интересно на занятии, или желтым цветом, если вам что-то не понравилось и было трудно (самооценка). Воспитатель отмечает особенно активных детей, отмечает трудности, если были, хвалит всех и выражает свое мнение.
Вы интересные, умные, смелые, отзывчивые, вежливые, добрые, впереди вас ждут славные дела. Хорошо помогали коту Леопольду. Спешите делать добро! Ведь жизнь дана на добрые дела.
В конце занятия : (звучит песня «Сказки гуляют по свету»).