Боева Наталья
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Путешествие в прошлое. Как, когда и где появились деньги»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
«Путешествие в прошлое- как, когда и где появились деньги»
Автор: Боева Наталья Владимировна
МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»
Цель: Познакомить с историей возникновения денег, их предназначение.
Программные задачи:
1. Познакомить с видами денежных знаков и их временные изменениями.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „Путешествие в прошлое, Как, когда и где появились деньги“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
2. Воспитывать правильное отношение к деньгам, дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда человека.
3. Развивать у детей воображение, внимание, мышление, связную речь. Обогащать словарь детей новыми словами: бартер, монета, купюра, банкноты, доход, расход.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, индивидуальное общение, вопросы, художественное слово, вопросы к детям, ответы детей на вопросы, поощрение, рассказ воспитателя, указания, оценка и самооценка.
Наглядные: просмотр презентации, изображение денег, монеты разного достоинства.
Практические: игровые упражнения.
Ход занятия:
1. Этап деятельности – Создание образовательной ситуации:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
-А теперь друг с другом поздоровайтесь. (Дети берутся за руки и произносят слова)
Дети: Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнется!
В: Ребята скажите, а к вам домой приходят гости?
Д: Да.
В: А вы угощаете гостей? Чем?
Д: Торт, печенье, конфеты ….
В : А где это все можно взять (ответ)
Просто можно прийти в магазин взять и уйти?
Д: Все нужно купить за деньги.
В: Правильно. А что такое деньги?
Д: Деньги– это предмет, за который можно все купить.
2. Этап деятельности - Мотивация детей на предстоящую деятельность
В: А какие они бывают деньги?
Д: Бумажные и металлические.
(Воспитатель достает кошелек, достает деньги и читает стихотворение:
Бывают купюры, бывают монеты
Любого размера и разного цвета.
Мы ими расплачиваемся в кассе,
Не купишь без них ни печенья, ни кваса.
Мы с ними идем всегда в магазин,
Папа за них покупает бензин.
Мне – игрушки, маме – серьги
Может он купить за….(деньги)
(Рассматриваем деньги, раскладываем их на монеты и купюры)
3. Этап деятельности - Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
В: А вы хотите узнать как появились деньги?
Д:Да.
В: Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое на поезде времени, но для начала необходимо приобрести билеты. Билеты продаются в касс. Билет стоит 5 рублей. На столе лежат монетки разного достоинства. Вам нужно взять столько монет чтобы общая сумма составляла 5 рублей. (1+1+1+1+1; 2+1+1+1; 2+2+1; 5) (Покупка билетов и рассаживание в вагон. Воспитатель вначале кассир, затем машинист). Все заняли места? Все готовы? Отправляемся: (На экране телевизора появляется паровоз, звучит легкая музыка и читается стихотворение)
Стучат, стучат колеса,
Наш поезд мчится вдаль,
А дым от паровоза-
Белесая вуаль.
Закрыл от нас пол неба,
А паровоз» Ту-ту,-
Гудит,- «Я до обеда
Детишек привезу.
На станцию приеду,
Без опозданья, в срок,
Потом в депо заеду,
И там посплю часок».
4. Этап деятельности - Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
В: Остановка. Вот мы и в далеких древних временах. (на экране слайд - стадо коров) Ребята как вы думаете почему здесь так много коров гуляет? (ответы)
В давние времена люди не знали что такое деньги и они просто обменивались различными предметами. Вот у этого племени было стадо коров, а у другого были лошади или свиньи, и они менялись между собой используя в качестве денег скот.
- А это что такое? (на экране слайд – с ракушками) Правильно это ракушки. (Показ ракушки – каури) В Океании, Индии, Африке роль мелких денег играли раковины каури, которые прикреплялись к ткани или куску кожи, или складывались в мешки.
- У разных народов были свои предметы служившие деньгами. В Мексике – деньгами были – какао-бобы (слайд)
- В Канаде, Аляске, Сибири древние предки в качестве денег использовали шкурки зверей (слайд)
- А вот в Новой Зеландии племена использовали камни имеющие отверстие в середине. (слайд)
- Ребята обратите внимание у нас на столе лежат мешочки. Предлагаю вам подойти, пощупать и угадать, что в них может храниться. (Дети щупают, высказываются)
- Давайте откроем и посмотрим. (в мешочках лежит сахар, зерно, соль, рис) Как вы думаете, могли ли все эти вещества служить деньгами? Конечно могли. Все эти вещества также служили в качестве товарных денег. Обмен одной вещи на другую назывался – бартер.
- Скажите, удобны ли были такие деньги как : соль, ракушки, камни? Представьте идет древний человек в магазин, а под мышкой несет слоновую кость, или мешок камней или соли. Это удобно? Да, это не удобно, тяжело, занимает много места, нельзя положить в карман.
- Переносимся в другую эпоху- старина, когда платеж производили в более удобной форме (слайд). Это золотые и серебренные слитки. Слиток – это форма для хранения драгоценного металла. Со временем люди научились работать с металлом. Стали появляться первые металлические монеты. (слайд) Посмотрите как они отличаются от современных монет – неровные края, отсутствие округлой формы. Такие монеты быстро распространялись по всему миру. Монеты легко было хранить, транспортировать, дробить и объединять. Они имеют большую стоимость при небольшом объеме и весе.
- А теперь отправимся в нашу древнюю Русь. Был такой царь – Иван Грозный. Его все боялись. При нем стали делать ровные монеты, на нем был изображен всадник на коне с копьем в руках. Такие монеты стали называть – копейка, от слова копьё. (слайд)
Динамическая пауза:
Дружно, весело шагаем (марш)
В магазин мы попадаем
Я скакалку… (прыжки)
Ты – часы… (наклоны)
Покупаем от души
Мне ракета так нужна… (руки в стороны)
Очень важная она… (руки вверх)
- Но монеты тоже были не очень, то удобны. Почему? (ответы)
-Да, их нужно было очень много и монеты были очень тяжелые и занимали много места. Богатым купцам было опасно и неудобно возить с собой такой груз. Как ни прячь, разбойники и грабители его находили. Именно поэтому люди придумали другие деньги –бумажные. Их еще называют – купюры, банкноты. Отправляемся с вами в Китай где появились первые бумажные деньги (слайд).
- А в России первые бумажные деньги появились при императрице Екатерине 2 в 1769 году (слайд)
- Деньги у людей появлялись путем обмена, продаж. Ребята, а как вы думаете, как можно еще получить деньги? За что получают ваши родители деньги (ответы)
- Правильно за работу. Позже люди додумались за выполненную работу брать деньги. Таким образом деньги стали не только средством покупки каких -либо вещей, но и оплатой за результат труда людям. (слайд).
5. Этап деятельности - Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
-Пора отправляться обратно в наше время - современность. Садимся поудобнее и отправляемся:
Стучат, стучат колеса,
Наш поезд мчится вдаль,
А дым от паровоза-
Белесая вуаль.
Закрыл от нас пол неба,
А паровоз» Ту-ту,-
Гудит,- «Я до обеда
Детишек привезу.
На станцию приеду,
Без опозданья, в срок,
Потом в депо заеду,
И там посплю часок».
- Вот мы и прибыли. Ребята, скажите какими деньгами мы пользуемся сейчас? (монеты, бумажные, банковские карты (слайд). Чем по вашему удобнее пользоваться и где безопаснее хранить деньги? (банки, карты) А вот деньги полученные за работу или продажу чего либо считаются доходом, а наоборот плата и покупка – расход. Чтобы закрепить что такое расход и доход предлагаю поиграть в игру: «Доход – расход»
-Я начну, а вы заканчивайте, хором отвечайте доход или расход:
-Мама получила зарплату (доход);
- Бабушка заболела (расход);
- Катя выиграла приз (доход);
- Петя потерял кошелёк (расход);
- Бабушка продала пирожки (доход);
- Заплатили за квартиру (доход);
-Петя нашел монетку (доход);
- Маше купили куклу (расход).
В: Ребята, а в наше время удобные деньги? Чем?
Д: Можно положить в кошелек; карман; они не портятся как продукты.
В: А какие у них минусы?
Д: Могут порваться, потеряться, Мелочь может быть тяжелой.
В: Ребята, подумайте, а как могут выглядеть деньги в будущем?
Д: Карточка, отпечаток пальца и т. д.
В: Совершенно верно. Вот и наше путешествие подошло к концу. Скажите ребята для чего мы путешествовали в прошлое, что узнали о деньгах в древние времена? Какие новые слова узнали? Мне очень понравилось, как вы работали, внимательно слушали мой рассказ, помогали друг другу. (Хвалю детей и даю детям в группу набор монет и денег для игры в магазине)