Оксана Мухаметова
Конспект ННОД «Русские семейные обычаи на Руси» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение детский сад «Звёздочка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 имени Героя Советского Союза Г. Н. Гурьянова ж. -д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с элементами музейной педагогики в ДОУ
Публикация «Конспект ННОД „Русские семейные обычаи на Руси“ для старших дошкольников» размещена в разделах
на тему: «Русские семейные обычаи на Руси».
Воспитатель: Мухаметова О. В.
Шентала 2022 год
Интеграция образовательных областей:
1. «Познавательное развитие».
2. «Коммуникативная деятельность».
3. «Речевое развитие».
4. Двигательная деятельность».
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширять и углублять знания детей о старинных обычаях в семье, закреплять знания старинных русских имен.
Задачи:
1. образовательная: пополнить словарный запас детей существительными: сундук, лапти, тезка, колыбелька, чугунок, старинный, деревянный, расписной, узорчатый;
2. развивающая: развивать внимание, память, мышление.
3. воспитательная: воспитывать уважение, интерес к обычаям села, старины, к русскому фольклору; чувство сопереживания, чувство коллективизма.
Методы и приемы:
-словесные: загадка о старинной избе, беседа, вопросы, ответы на вопросы.
-наглядные: настоящие предметы старины по теме;
-практические: Бабушка – Хозяюшка знакомит детей с русскими семейными обычаями на Руси.
Материалы и оборудование: Бабушка – Хозяюшка (воспитатель в старинном костюме, старинная изба, чугунок, лапти, колыбель, сундук, печь, колыбелька, кукла, дудочка, уголек, зернышки, монетки, таз, ведерко с водой, полотенце, рубашка, кусочек хлеба и соли, ноутбук, проектор, экран, флешка.
Логика непрерывной непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент.
В гости к ребятам пришла Бабушка - Хозяюшка.
Бабушка – Хозяюшка: «Здравствуйте, ребята! Я предлагаю отгадать загадку (о старинной избе).
Бабушка - Хозяюшка: загадку отгадали. Молодцы! А я предлагаю сходить ко мне в гости, в старинную избу. А вот мы и пришли! Это - моя изба!
Дети входят в избу.
II. Основная часть.
Бабушка - Хозяюшка: «Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы вы, ребята, знать могли о делах нашей родной земли». Я очень рада, что могу вам это рассказать и показать.
Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они вежливые, заботливые, как мальчикам «Спасибо» скажут.
Ну, вот и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «Здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (Используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т. п.)
- Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?
Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие - здоровье. Это значит, что мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.
- Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Предлагаю попробовать.
-А ещё я вам сказала: «милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете?
( Подводится итог детским рассуждениям: милость - от слова милый, то есть прошу вас быть милыми. Милый человек, какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Это главное: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает).
- Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Как вы это понимаете?
Бабушка - Хозяюшка: Ребята, а теперь давайте оглянемся по сторонам, сколько здесь необычных предметов и вещей.
Дети перечисляют предметы и объясняют их назначение (чугунок, лапти, колыбель, сундук, печь).
Раздается звук плача ребенка.
Бабушка - Хозяюшка: «Дети, что это за звук? Кто плачет?»
Достает из колыбельки куклу.
Бабушка - Хозяюшка: «Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем».
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Бабушка - Хозяюшка: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
Бабушка - Хозяюшка: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
(Ответы детей). Сейчас меня зовут Мила, а когда я вырасту, то меня будут звать Милочка и т. д.
Бабушка - Хозяюшка: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор? (Дети высказывают предположения).
Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (Ответы детей).
Бабушка – Хозяюшка: Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Бабушка – Хозяюшка: Тезки.
Бабушка – Хозяюшка: Ребята, пока мы с вами беседовали, Егорка успокоился, я предлагаю вам поиграть в старинную подвижную игру, которая называется «Ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Ах, ты Ворон-воронок, догони-ка нас, дружок.
Бабушка – Хозяюшка: Дети, пока мы играли, Егорка проснулся и снова плачет, давайте вернёмся в избу и успокоим его. Посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Бабушка – Хозяюшка: А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
(Ответы детей).
Бабушка – Хозяюшка: Их клали, когда купали ребенка. Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Бабушка – Хозяюшка кладет уголек:
Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали уголек?
Бабушка – Хозяюшка: Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали зернышко?
Бабушка – Хозяюшка: Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали монетку?
Бабушка – Хозяюшка: Будь всегда богат.
Бабушка – Хозяюшка просит одного из детей искупать куклу
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Дети вытирают куклу.
Бабушка – Хозяюшка:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Бабушка – Хозяюшка: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? (Ответы детей).
Бабушка – Хозяюшка: Одевали. А во что одевали ребеночка? (Ответы детей).
Бабушка – Хозяюшка: В отцову рубашку.
А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
(Ответы детей). Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Бабушка – Хозяюшка: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Давайте и мы оденем рубашку на Егорушку.
Дети одевают куклу.
Бабушка – Хозяюшка: А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?
(Ответы детей). Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Бабушка – Хозяюшка: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
(Ответы детей). Укладывали спать.
Бабушка – Хозяюшка: А куда клали спать ребеночка?
(Ответы детей). В колыбельку.
Бабушка – Хозяюшка: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).
(Ответы детей). Деревянная, расписная.
Бабушка – Хозяюшка Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Бабушка – Хозяюшка Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут Егорушку в колыбельку.
Бабушка – Хозяюшка Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
(Ответы детей). Пели колыбельную.
Бабушка – Хозяюшка: А что такое колыбельная?
(Ответы детей). Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Бабушка – Хозяюшка Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для Егорушки
Дети поют совместно с воспитателем:
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Бабушка – Хозяюшка: Вот и уснул наш Егорушка. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?
Ребята называют день своего рождения.
Бабушка – Хозяюшка: Дети, понравилась игра? А теперь давайте каждый пожелает ему что-нибудь.
(Ответы детей).
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются тебе добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
III. Заключительная часть.
Итог. Бабушка – Хозяюшка: «Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?». Дети рассказывают, что им понравилось на занятии. Что узнали нового и необычного? Что им хотелось еще узнать? Бабушка-Хозяюшка прощается с детьми.
Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.