Лучший педагог года

Конспект ННОД «Русские семейные обычаи на Руси» для старших дошкольников

Оксана Мухаметова
Конспект ННОД «Русские семейные обычаи на Руси» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Структурное подразделение детский сад «Звёздочка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 имени Героя Советского Союза Г. Н. Гурьянова ж. -д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с элементами музейной педагогики в ДОУ

Публикация «Конспект ННОД „Русские семейные обычаи на Руси“ для старших дошкольников» размещена в разделах

на тему: «Русские семейные обычаи на Руси».

Воспитатель: Мухаметова О. В.

Шентала 2022 год

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие».

2. «Коммуникативная деятельность».

3. «Речевое развитие».

4. Двигательная деятельность».

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: расширять и углублять знания детей о старинных обычаях в семье, закреплять знания старинных русских имен.

Задачи:

1. образовательная: пополнить словарный запас детей существительными: сундук, лапти, тезка, колыбелька, чугунок, старинный, деревянный, расписной, узорчатый;

2. развивающая: развивать внимание, память, мышление.

3. воспитательная: воспитывать уважение, интерес к обычаям села, старины, к русскому фольклору; чувство сопереживания, чувство коллективизма.

Методы и приемы:

-словесные: загадка о старинной избе, беседа, вопросы, ответы на вопросы.

-наглядные: настоящие предметы старины по теме;

-практические: Бабушка – Хозяюшка знакомит детей с русскими семейными обычаями на Руси.

Материалы и оборудование: Бабушка – Хозяюшка (воспитатель в старинном костюме, старинная изба, чугунок, лапти, колыбель, сундук, печь, колыбелька, кукла, дудочка, уголек, зернышки, монетки, таз, ведерко с водой, полотенце, рубашка, кусочек хлеба и соли, ноутбук, проектор, экран, флешка.

Логика непрерывной непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент.

В гости к ребятам пришла Бабушка - Хозяюшка.

Бабушка – Хозяюшка: «Здравствуйте, ребята! Я предлагаю отгадать загадку старинной избе).

Бабушка - Хозяюшка: загадку отгадали. Молодцы! А я предлагаю сходить ко мне в гости, в старинную избу. А вот мы и пришли! Это - моя изба!

Дети входят в избу.

II. Основная часть.

Бабушка - Хозяюшка: «Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы вы, ребята, знать могли о делах нашей родной земли». Я очень рада, что могу вам это рассказать и показать.

Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они вежливые, заботливые, как мальчикам «Спасибо» скажут.

Ну, вот и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «Здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (Используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т. п.)

- Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие - здоровье. Это значит, что мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.

- Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Предлагаю попробовать.

-А ещё я вам сказала: «милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете?

( Подводится итог детским рассуждениям: милость - от слова милый, то есть прошу вас быть милыми. Милый человек, какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Это главное: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает).

- Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

Бабушка - Хозяюшка: Ребята, а теперь давайте оглянемся по сторонам, сколько здесь необычных предметов и вещей.

Дети перечисляют предметы и объясняют их назначение (чугунок, лапти, колыбель, сундук, печь).

Раздается звук плача ребенка.

Бабушка - Хозяюшка: «Дети, что это за звук? Кто плачет?»

Достает из колыбельки куклу.

Бабушка - Хозяюшка: «Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем».

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Бабушка - Хозяюшка: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Бабушка - Хозяюшка: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

(Ответы детей). Сейчас меня зовут Мила, а когда я вырасту, то меня будут звать Милочка и т. д.

Бабушка - Хозяюшка: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор? (Дети высказывают предположения).

Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (Ответы детей).

Бабушка – Хозяюшка: Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Бабушка – Хозяюшка: Тезки.

Бабушка – Хозяюшка: Ребята, пока мы с вами беседовали, Егорка успокоился, я предлагаю вам поиграть в старинную подвижную игру, которая называется «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Ах, ты Ворон-воронок, догони-ка нас, дружок.

Бабушка – Хозяюшка: Дети, пока мы играли, Егорка проснулся и снова плачет, давайте вернёмся в избу и успокоим его. Посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Бабушка – Хозяюшка: А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

(Ответы детей).

Бабушка – Хозяюшка: Их клали, когда купали ребенка. Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Бабушка – Хозяюшка кладет уголек:

Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали уголек?

Бабушка – Хозяюшка: Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали зернышко?

Бабушка – Хозяюшка: Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали монетку?

Бабушка – Хозяюшка: Будь всегда богат.

Бабушка – Хозяюшка просит одного из детей искупать куклу

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Бабушка – Хозяюшка:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Бабушка – Хозяюшка: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? (Ответы детей).

Бабушка – Хозяюшка: Одевали. А во что одевали ребеночка? (Ответы детей).

Бабушка – Хозяюшка: В отцову рубашку.

А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

(Ответы детей). Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Бабушка – Хозяюшка: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Давайте и мы оденем рубашку на Егорушку.

Дети одевают куклу.

Бабушка – Хозяюшка: А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

(Ответы детей). Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Бабушка – Хозяюшка: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

(Ответы детей). Укладывали спать.

Бабушка – Хозяюшка: А куда клали спать ребеночка?

(Ответы детей). В колыбельку.

Бабушка – Хозяюшка: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

(Ответы детей). Деревянная, расписная.

Бабушка – Хозяюшка Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Бабушка – Хозяюшка Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут Егорушку в колыбельку.

Бабушка – Хозяюшка Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

(Ответы детей). Пели колыбельную.

Бабушка – Хозяюшка: А что такое колыбельная?

(Ответы детей). Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Бабушка – Хозяюшка Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для Егорушки

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Бабушка – Хозяюшка: Вот и уснул наш Егорушка. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Ребята называют день своего рождения.

Бабушка – Хозяюшка: Дети, понравилась игра? А теперь давайте каждый пожелает ему что-нибудь.

(Ответы детей).

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются тебе добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

III. Заключительная часть.

Итог. Бабушка – Хозяюшка: «Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?». Дети рассказывают, что им понравилось на занятии. Что узнали нового и необычного? Что им хотелось еще узнать? Бабушка-Хозяюшка прощается с детьми.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Конспект ННОД по ФГОС для детей старшей группы «Зимние игры» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе Рассказывание на тему «Зимние игры» Приоритетная.

Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе «Загадки страны Математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект ННОД в средней группе «Зимние забавы»Конспект ННОД в средней группе «Зимние забавы» Задачи приоритетной образовательной области: • «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (зима белая, снежная, холодная, морозная;.

Презентация «Семейные ценности. О любви и дружбе между братьями и сестрами» для дошкольников и младших школьников В семейных отношениях всегда важна забота старших о младших. Раньше у людей старшим детям поручали полную заботу о младших. Ведь у родителей.

Презентация «Семейные ценности. О нашей любви к маме и папе» для дошкольников и младших школьников "Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Сценарий досуга «Русские народные игры» для младших дошкольниковСценарий досуга «Русские народные игры» для младших дошкольников Цель: развитие двигательную активность посредством русских народных игр. Приобщение к народному фольклору. Задачи: закрепить умение действовать.

Сценарий программы, построенной на народных играх, для старших дошкольников «Русские игры и забавы» Досуг "Русские игры и забавы" для старшего дошкольного возраста Цель: Помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным русским народным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД «Русские семейные обычаи на Руси» для старших дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2022 в 08:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ННОД «Русские семейные обычаи на Руси» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Мухаметова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД