Елена Чаус
Конспект НОД «Русские богатыри» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
Задачи:
обучающие:
• формировать представления о нравственных ценностях русского народа;
• раскрыть черты национального характера на примере подвигов богатырей;
• внушать уверенность в торжестве правды и справедливости;
• активизировать речь и обогащать словарный запас детей;
развивающие:
• развивать познавательный интерес детей;
• развивать крупную и мелкую моторику;
воспитательные:
• воспитывать любовь и уважение к истории родной страны.
Темочки:
Предварительная работа:
Беседы: «С чего начинается Родина?», «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Богатыри земли русской»; чтение былин о богатырях; чтение пословиц и поговорок о Родине, силе, мужестве, смелости, отваге и доблести; дидактические игры: «Русские узоры», «Народные промыслы»; подвижные игры: «Стенка-мишень», «Меткие стрелки», «Полоса препятствий», «Кто дальше?».
Материалы и оборудование: аудиозапись песни «Богатырская сила» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой, репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», слад-шоу, раскраска «Русский богатырь», карандаши, ноутбук, экран.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ход проведения
1. Организационный момент
Воспитатель:
Широка ты Русь! По лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Ответы детей)
Правильно, мы поговорим о Родине, Руси, богатырях, храбрости и отваге.
2. Работа по теме занятия
Звучит песня «Богатырская сила» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).
Воспитатель: У каждой страны, даже самой маленькой, есть своя армия.
Как вы думаете, для чего она нужна?
Дети: Защищать людей.
- Верно, армия нужна для того, чтобы защищать свою землю и народ от нападения врагов. С давних пор так повелось на Руси: как только приходил враг на нашу землю, всем миром поднимался народ: и стар, и млад вставали на борьбу со злым врагом.
- Как вы думаете, как в те времена назывались защитники Отечества?
Дети: Богатыри.
- Правильно, защитниками Руси и веры православной были богатыри.
Ребята, а вы знаете, кто такие богатыри?
Дети: Воины.
- Богатыри – это герои русских былин, совершившие воинские подвиги, это могучие и бесстрашные воины, обладающие силой великою и добрым сердцем. А откуда у богатырей такая сила? Может, они в спортзал ходили или гири поднимали? (Предположения детей)
- А силушка им дана Богом на добрые дела. Всегда перед дальней дорогой или перед боем благословляли своих детей родители, давали им горсть святой русской земли, чтобы защищали они свою землю храбро и отважно.
- Перед вами, дети, самая знаменитая картина Виктора Михайловича
Васнецова «Богатыри». (Показ иллюстрации)
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой, вражьей
Народ берегут они!
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли.
Воспитатель: Кого вы видите?
Дети: Трех богатырей.
- Знаете ли вы, как зовут богатырей?
Дети: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
- Какие богатыри?
Дети: Большие, сильные, добрые, и т. д.
- Во что одеты?
Дети: Шлем, кольчуга, сапоги, и т. д.
- Верно, на голове у них шлем, а тело защищает кольчуга, сделанная из железных колец.
- А какое оружие у них в руках? (Копье, меч-булава, палица, лук со стрелами)
- Ребята, а кто первый друг и помощник богатыря?
Дети: Конь.
- Конечно, и кони не простые, а тоже богатырские.
- А что вы слышите?
Дети: Шум ветра, ржание коней, разговор богатырей, пение птиц, и т. д.
- Как вы думаете, о чем разговаривают богатыри? (Предположения детей)
- Они, возможно, спрашивают друг друга, нет ли где ворога, не обижают ли кого?
- Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за спиной – дремучий лес, села, города. В небесах, над богатырями клубятся синеватые с серым оттенком тучи. В самом центре, на могучем коне богатырь Илья Муромец. Он широк в плечах, в нем чувствуется громадная мощь и отвага. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается вдаль: не идет ли на Русь войско вражеское?
Справа от Ильи Муромца на белом коне другой богатырь – Добрыня Никитич. А по левую руку от Ильи – самый юный из богатырей – Алеша Попович.
Когда два богатыря встречались, они мерялись друг с другом силою: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы. Вот и я вам предлагаю немного отдохнуть и посоревноваться.
Игра-соревнование «Перетяни на свою сторону противника»
Команды строятся в 2 шеренги лицом друг к другу. Между ними канат. По сигналу противники берутся за руки, и каждый старается перетянуть соперника через канат на свою сторону. Победит команда, на стороне которой окажется большее число игроков.
Воспитатель: А как вы думаете, что было до того, как богатыри собрались в путь? (Их благословили родители)
- В те времена на склоне лет люди часто уходили в монастырь, чтобы должным образом приготовиться к жизни вечной. Богатыри крепки не только телом, но и духом. В монастыре они продолжали совершать подвиги веры и силы духа. Вот и Илья Муромец закончил свою земную жизнь в монастыре, он причислен к лику святых.
3. Практическая часть.
- А сейчас я вам предлагаю раскрасить богатыря и его коня.
- Во что одет богатырь? (Рубаху, штаны, сапоги, кольчугу, шлем-шелом, рукавицы).
- Какое оружие у богатыря? (Копье, щит, меч-булава).
- Конь у богатыря – вороной (коричневый, сбруя – яркая, нарядная.
- Когда приступите к работе, помните, что красный цвет символизировал тепло, праздник; желтый – солнце, богатство; голубой – небо, молодость.
4. Итог занятия
1. Кто такие богатыри?
2. Каких богатырей вы знаете?
3. Какими качествами обладают богатыри?