Наталья Конева
Конспект НОД «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста
«Развиваемся, играя»
Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.
Задачи:
Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;
Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;
Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.
Публикация «Конспект НОД „Развиваемся, играя“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.
Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.
Ход занятия
Вводная часть
Цель: Создавать положительный эмоциональный настрой, способствовать мышечному раскрепощению.
Ритуал приветствия.
Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Психолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.
Психолог (выставляет игрушечного утенка). - К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.
- Здравствуй, утенок!
- Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.
- Что с тобой, утенок?
Утенок (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания. Она сказала, что мне могут помочь дети из детского сада «Чебурашка».
Психолог. Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).
Основная часть
Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.
Игровые упражнения.
1.«Запомни узор»
Цель: развивать зрительную память.
Материал: листы белой бумаги, карандаши.
Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.
Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания
2. Взаимопроверка
3. Психолог показывает : «У всех, ребята, получился такой рисунок?»
4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»
Утенок. Я вспомнил, меня зовут Кряка!
Психолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».
2.«Исправь ошибку»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Эй! Не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не миска (киска!
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Теплая весна сейчас –
Виноград созрел у нас.
Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.
Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова (вращение головой в стороны).
Раз – два –три – четыре - пять,
Ноги нам пора размять (приседания).
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть. (дети садятся).
Психолог (читает письмо дальше). «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, утенок вспомнит свой возраст».
3.«Кляксы»
Цель: развивать воображение.
Материал: листы белой бумаги, кисточки, краски.
- Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.
Психолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.
Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!
Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».
4.«Разрезные картинки»
Цель: развивать мышление, восприятие.
Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.
Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.
Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.
Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.
Утенок. Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.
Психолог (читает письмо дальше, «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».
5.«Будь внимателен»
Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.
Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)
Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)
Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)
Утенок. Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!
Психолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.
6.«Бусы для утенка»
Цель: развивать мелкую моторику рук
Материал: бусины, проволока.
Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».
Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.
Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.
Психолог убирает игрушку.
Заключительная часть
Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.
Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.