Татьяна Перова
Конспект НОД «Путешествие в страну мыльных пузырей»
▼ Скачать
Данный конспект разработан старшим воспитателем нашего ДОУ Малеевой Г. В. и печатается с её разрешения.
На основании приказа управления образования, МБДОУ детский сад № 9 «Росинка» присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка». Её деятельность направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, новых методов организации образовательного процесса с целью создания эффективной системы раннего включения детей старшего дошкольного возраста в научную деятельность по теме «химия».
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну мыльных пузырей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем: самому найти ответы на его многочисленные «как?» и «почему?». Почему соль соленая, а трава зеленая, почему мыло мылится, а вода пузырится? Удивительная наука – химия на всё найдет ответ.
Познавательные занятия цикла «Занимательная химия на «Ура!» проводятся в подготовительной группе в первую половину дня. Педагоги применяют игровые,наглядные, проблемные, словесные методы, ИКТ, методы экспериментирования, продуктивную деятельность, что делает эти занятия увлекательными.
Влюбить дошкольника в химию просто. Нужно, чтобы её было интересно познавать. Важно, чтобы этот процесс был естественным и интересным, а обучение - простым и доступным.
Конспект НОД "Путешествие в страну мыльных пузырей".
Материалы к занятию:
-кусочки туалетного мыла по количеству детей;
-коробочка;
-для опытов: колбочка с водой, стружки мыла, трубочки для коктейля;
ЗАДАЧИ-
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование;
- познакомить детей со свойствами мыла;
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
-воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, самообслуживание.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- проблемные;
- ИКТ;
- исследовательская;
- личностно – ориентированные.
Начало занятия:
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
Ведь играть начинать нам пора!
В путь-дорогу собираемся
В путешествие отправляемся.
-Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. А о чем будет наше путешествие, вы скажите сами, когда отгадаете, что находится у меня в этом «Чудесном мешочке» :
Бывает в кусочках,
Бывает в бутылках,
Важней его нет
При мытье и при стирках.
-Правильно, ребята, это мыло. И сегодня мы узнаем много интересного об этом незаменимом в нашей жизни предмете.
-Возьмите каждый по кусочку.
Дети садятся на стульчики.
Исследовательская деятельность «Узнай какое мыло» :
- Какое мыло на ощупь? (гладкое, твёрдое)
- … по запаху? Понюхайте его. (душистое, ароматное, приятно пахнет)
- …. по цвету? ( разноцветное: белое, розовое, жёлтое, красное, голубое, зелёное)
- … по форме? (овальное, круглое, прямоугольное)
- …. по размеру (большое и маленькое)
Мыло бывает разным и по назначению: для детей есть специальное мыло… (детское, для мытья в бани… (банное, для стирки белья, мытья посуды … (хозяйственное,
- А для чего нам вообще нужно мыло? (мыть руки, умываться, стирать, купаться, смывать грязь)
- А зачем умываться, купаться, мыть руки? (чтобы быть чистым и опрятным, соблюдать гигиену и чистоту, не заболеть, уничтожить микробы)
-А разве нельзя вымыть грязные руки и лицо просто обыкновенной водой?
Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.
Но ведь мыло было не всегда. Откуда к нам пришло мыло – предмет, без которого мы ни дня не обходимся?
Тогда смотрите и слушайте: мыльную историю- историю о том, как мыло пришло к нам.
Показ слайдов.
Слайд. 1. Мыло – одно из незаменимых вещей, которыми мы пользуемся ежедневно. Точно сказать, кто придумал мыло сейчас невозможно. Но историки утверждают, что ему уже более 6 тысяч лет. И изобрели его не высокоразвитые народы, а дикие племена галлов: они носили длинные волосы и смазывали их растительным маслом и глиной. Когда на эту смесь попадала вода, она пенилась и смывалась, а волосы становились чистыми.
Слайд 2. Слово soap – мыло по-английски, по легенде произошло от названия горы Сапо, находившейся в древнем Риме. Там в древности приносили жертвы богам – сжигали животных. Жир смешивался с золой костра, а дождь смывал все это в реку Тибр, где обычно стирали белье. Люди заметили, что благодаря этой смеси очень хорошо отстирывалось белье.
Слайд 3. Древние греки мылись мелким песком. Древние египтяне готовили специальную пасту из пчелиного воска.
Слайд 4. В природе встречается много растений, способных образовывать пену и могут заменить мыло: ягоды бузины, солодка, мыльнянка лекарственная (её называют «мыльной травой», «собачьим мылом»).
Слайд 5. На Руси делали мыло из древесной золы и воды. Золу из костров, а позже и печей, не выбрасывали куда попало, а бережно ссыпали в одну кучу где-нибудь неподалеку от жилища, на самом видном месте. Золу заливали холодной водой и настаивали 3 дня. Получился чистый мыльный раствор. Им не только стирали, но и мыли посуду, мылись, отбеливали ткани.
Слайд 6. В то время мыло стоило недешево, поэтому пользовались им только богатые люди.
Слайд 7. Постепенно люди научились варить мыло, и появилась профессия «мыловар».
Слайд 8. Чтобы придать мылу приятный запах, в мыло добавляли сок трав, плодов (например - сок кокоса, лепестки цветов и тогда мыло приобретало определенный аромат. В настоящее время на фабриках по изготовлению мыла используют ароматические масла.
Слайд 9. Для того чтобы мыло приобрело какой-либо цвет, при производстве мыла добавляют красители (натуральные и химические).
Слайд 10. Мыло делают твердым кусковым и жидким. Жидкое мыло более удобно в применении. В то же время твердое кусковое мыло может быть создано по индивидуальному рецепту своими руками и стать отличным подарком близким и друзьям.
Слайд 11. Сегодня мыло — неотъемлемая часть личной гигиены и здоровья для детей и взрослых. У него богатая история – мыло прошло долгий путь от простого средства до современных моющих веществ. Ему уже больше 6 тысяч лет.
Физминутка :
Мышка мылом мыла лапку.
(Одной рукой мыть другую руку).
Каждый пальчик по порядку.
(Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца на другой руке).
Вот намылила Большой,
(Всеми пальцами сначала правой, потом левой руки, «намыливать»
Сполоснув его водой.
большие пальцы).
Не забыла и Указку,
(Тоже с указательным).
Смыв с него и грязь,
И краску.
Средний мылила усердно
(Самый грязный был наверно).
Безымянный терла пастой - (Тоже с безымянным).
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла:
(Быстро и осторожно
«намыливать» мизинцы).
Очень он боялся мыла.
.
Экспериментирование:
-Если мы просто потрём мыло в руках, они у нас станут от этого чистыми? Потому что у мыла есть подружка:
«Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я –… (вода).
- Правильно, вода. Мыло и вода дружат и вместе помогают нам быть чистыми, опрятными и аккуратными.
А теперь давайте пройдем в нашу научную лабораторию и проведем интересные опыты с мылом. Но прежде чем начать наш эксперимент, я хочу напомнить вам правила безопасности:
1 Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
2. Никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
3 После опытов за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
Опыт № 1. Пена в стакане.
В этой чашке вода. Теперь добавим туда мыло, которое я натёрла на тёрке и перемешаем. Какая стала вода? (ответы детей). Давайте попробуйте трубочкой взбить воду. Что получилось (ответы детей).
Для дальнейшего проведения опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку, чтобы мыльная вода не попала вам в рот. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. Теперь возьмите трубочки, опустите их в воду, и подуйте. Что мы видим?
Опыт № 2. «Форма пузыря».
Педагог предлагает детям налить в чистый стакан мыльный раствор, подготовленный заранее (100 мл. воды, 100 мл. средства для мытья посуды, 2 ч. л. сахара (можно добавить немного глицерина). Затем раздает рамки разной формы и диаметра (квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т. д.) и предлагает детям окунуть проволоку в смесь и слегка подуть на образовавшуюся пленку. Мыльные пузыри стремятся принять форму, имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме.
-Ребята, а давайте устроим шоу мыльных пузырей (звучит музыка, педагог и дети запускают мыльные пузыри).
А еще можно рисовать мыльной пеной, например, «Радужных сороконожек».
Задачи: Развитие воображения, фантазии и творческих способностей детей. Освоение необычного способа рисования, знакомство с понятием «монотипия». Воспитание способности видеть что-то интересное в обычных вещах.
Вариант № 1
-баночка для воды,
-шампунь,
- бумага,
-гуашь,
- кисть,
-трубочка из-под сока
Этапы выполнения работы.
1. Взять стаканчик и добавить в него жидкое мыло.
2. В мыльный раствор добавить цветную тушь или краску для батика (краски для батика дают более яркие отпечатки от пузырей, чем цветная тушь).
3. Взять трубочку для коктейля и подуть в раствор до образования пены.
4. Таким же образом, приготовить еще несколько цветных мыльных растворов. Всего можно сделать 4-5 цветов.
5. Надуть мыльный пузырь (как мы это уже с вами делали) и очень аккуратно посадить на чистый белый лист. Затем его лопнуть так, чтобы он оставил на листе цветной отпечаток. Сделать несколько таких отпечатков по всему листу, разных цветов.
Чтобы получились сороконожки, надо выстроить ряд разноцветных пузырей цепочкой. Таких цепочек можно сделать 2-3, смотря сколько у будет сороконожек. Оставляем лист сохнуть.
6. После того как лист высохнет, берём фломастер и начинаем оживлять наш рисунок. На одной из цепочек из следов от мыльных пузырей на первом или последнем круге-отпечатке начинаем рисовать лицо сороконожки, добавляем ей глаза, усики, ротик, носик и так далее. Затем дорисовываем сороконожке многочисленные ножки. Рисунок готов.
Вариантов того, что можно нарисовать. очень много. Можно предложить детям дорисовать то, что они сами там увидят, на что похожим отпечатки им покажутся. Это могут быть какие-нибудь насекомые, стрекозы, пауки. жуки. бабочки и т. д.