Чепланова Анна
Конспект НОД «Путешествие в страну грамоты» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: закреплять умение определять позицию звука в сло- ве (в начале, в середине, в конце); упражнять в умении делить сло- ва на слоги; определять гласные и согласные звуки; продолжать учить выкладывать схему предло- жения, составлять предложение по схеме; формировать умение определять первый звук в сло- ве; продолжать упражнять детей в подборе антонимов; развивать логическое мышление, внимание, индивидуальные способности де- тей в творческой речевой деятель- ности; развивать фонематический слух; формировать положительную установку на участие в занятии; умение слушать сверстников и воспитатель; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе; воспитывать добрые чувства, желание помочь.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну грамоты“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: сердцевина и ле- пестки цветка, схемы предложе- ний, картинки, набор для звукового анализа, листы, карандаши про- стые.
Ход занятия:
Организационный момент. Эмо- циональный настрой на занятия.
- Здравствуйте ребята. (здрав- ствуйте)
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное, веселое)
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хоро- шее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг. Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким обра- зом, поприветствуем их.
- А теперь присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с про- говаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра – начинается игра, Лы-лы-лы – забиваем мы голы, Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
Са-са-са – под кустом сидит лиса, Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима, Ша-ша-ша – мама моет малыша, Ар-ар-ар – кипит наш самовар, Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь, Та-та-та – у нас в доме чистота, Ча-ча-ча горит в комнате свеча, Оч-оч-оч – наступила ночь.
- Какие вы у меня молодцы.
В это время звучит сигнал тре- воги SOS… и голос: Я царица Гра- моты, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей, и теперь у нас царит злость, беспо- рядок. Наши жители разучились говорить красиво: путают звуки, переставляют слоги в словах и не правильно составляют предложе- ния. Они теперь друг друга не по- нимают. Своё заклинание Буквоед хранит в волшебном цветке. Со- брав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навел.
Воспитатель: Ребята, сможем мы помочь царице Грамоты и ее жителям?
Дети: Да.
Воспитатель: смотрите, царица нам прислала подсказку: что нам нужно сделать, чтобы добыть ле- пестки. Нам предстоит:
- повторить гласные и согласные звуки
- найти правильное место звуков в словах
- сделать звуковой анализ слов
- составить схемы слов
- называть слова на нужный слог
- и закрепить понятие предложение Воспитатель: Итак, отправляем-
ся в путешествие? (ДА)
Воспитатель: А для того чтобы попасть в царство, нам необходи- мо сказать волшебные слова:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в царстве Грамоты.
Дети произносят слова.
Воспитатель: Мы оказались возле волшебного замка цари- цы Грамоты. Но прежде чем войти в волшебный замок, нам нужно разделить свои имена на слоги хлопками.
(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).
– А вот и сердцевина цветка.
Если мы с вами выполним все за- дания правильно и соберем все лепестки, то сможем помочь цари- це и ее жителям.
- Сядьте все ровненько выпря- мите спинки, ножки подружились,
незабываем расстояния между партой и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, не забываем, что он должен смотреть вам в правое плечико. И так при- ступим:
Задание 1
-Ребята, послушайте, и скажите, что вы услышали? ( Воспитатель произносить разные звуки: а, у, о, с, п, т).
-Ребята, что вы услышали?
- ответы детей (звуки)
- Ответьте на вопрос, какие быва- ют звуки?
- ответы детей (гласные и соглас- ные)
- Почему гласные звуки называ- ются гласными?
- ответы детей (потому что их мож- но петь)
- Почему согласные звуки назы- ваются согласными?
- ответы детей (потому что они про- износятся с преградой)
- Какие согласные звуки бывают?
- ответы детей (звонкие, глухие, мягкие, твердые)
-Послушайте еще раз звуки. ( про- износит 2 раза: а,у,о,с,п,т) и назовите только гласные.
- А теперь назовите только со- гласные.
- Ребята, а можно ли гласные и согласные звуки записать?
- А как можно записать звуки? Правильно, звуки можно записать при помощи букв.
- Так чем отличаются звуки от букв?
- ответы детей (звуки произносят- ся и слышатся, а буквы пишутся и читаются)
- Молодцы, получайте первый ле- песток!
2. Игра «Найди место звука в слове».
Воспитатель: Для того чтобы прикрепить второй лепесток, мы должны найти звук в слове. Послу- шайте внимательно скороговорку: На горе Арарат растёт красный
виноград. Какой одинаковый звук слышится во всей скороговорке?
Дети: Звук [р].
Воспитатель: Этот звук мы и будем искать в словах. Какой он?
Дети: Звук [р] - согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.
Воспитатель: Возьмём картин- ки и определим, какую позицию звук [р] занимает в вашем слове. И проведите линию от картинки к схеме.
Дети берут картинки и опреде- ляют место звука в слове.
Воспитатель: Молодцы, хоро- шо справились с заданием. (При- крепляю лепесток.) Глазодвигательная гимнастика.
Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу. Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем.
3. Звуковой анализ слова
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку
Стоит дом,
Кто в него войдет, Тот ум приобретет.
Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.
О Л Ш А К 3 4 1 5 2
Дети расставляют буквы по циф- рам и получают слово. Затем состав- ляют схему слова и проводят зву- ко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети рабо- тают за столами.
Напечатайте это слово в своих тетрадях.
- сколько слогов в этом слове?
- какой первый слог?
- какой второй слог?
- назови все гласные звуки в этом слове
- назови все согласные звуки в этом слове
- на какой слог падает в этом сло- ве ударение?
- назови первый звук. Какой это звук? Каким цветом мы его обо- значим? (и так про каждый звук….)
- сколько всего букв в этом слове?
- сколько всего звуков в этом слове?
- Молодцы! Загадку мы отгадали и с третьим заданием справились. Вот наш лепесток.
Задание 4.
- Перед вами листочки с не- дописанными буквами. Возьмите ручки, сядьте ровно и допишите каждую букву.
- Назовите мне гласные буквы из своего листа
- Назовите согласные буквы
(спрашивает несколько детей)
- А теперь работа в парах. Пе- ред вами кирпичики ЛЕГО. Синий обозначат согласный звук, крас- ный – гласный. Из этих кирпичиков вы должны построить свое слово.
- Молодцы и с этим заданием вы справились. А вот и четвертый лепесток!
ФИЗМИНУТКА
- А теперь давайте пойдем на полянку и немного разомнемся.
воспитатель кидает мяч, дети называют антонимы
Холодный-горячий, высо- кий-низкий, сухой-мокрый, тяже- лый-легкий, первый-последний, право-лево, верх-низ, утро-вечер, день-ночь, тяжело-легко, слад- кий-соленый, пустой-полный, от- крытый-закрытый, большой-ма- ленький, ровный-кривой.
Задание 5.
Присаживайте на лавочку. Нас ждет следующее задание. Мы с вами знаем, что если между собой подружится гласный и согласный звук, то получатся слоги. А если несколько слогов, то получаются слова. На доске написаны слоги. Нужно назвать как можно больше
слов, которые начнаются с этих слогов.
ША (шалаш, шарф, шампунь, шар, шарик, шайба, шар, шаг, шагать, шашка)
ШУ (шуба, шум, шуруп, шустрый,
шутка, шут, шумит, шумный)
Ши (шишка, ширма, шип, шипит, ширина, широкий, шина)
- Как много слов вы знаете, мо- лодцы! А вот и пятый лепесток.
Задание 6.
Закрепление понятия предло- жение
- Слушайте внимательно. Если прозвучит предложение, то вы должны кивнуть головой и пока- чать отрицательно, если прозвучит набор слов. Например, я говорю –
«Пчела жужжать». Что я сказала? Два не связанных слова. А если
«Пчела жужжит». Здесь есть за- конченная и понятная нам мысль.
- самолет лететь (самолет летит)
- дети вместе играть (дети вместе играют)
- Маша цветы полить (Маша поли- вает цветы)
- Мама еду готовить (Мама готовит еду)
- сколько слов в последнем пред- ложении?
- Придумайте свое предложение из 3 слов, из 4 слов.
- С какой буквы записывается предложение в тетрадь? и т. д.
И с этим заданием мы справи- лись. Вот наш лепесток!
Воспитатель: Молодцы, ребета! Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, что- бы снять заклинание. Магическое слово – дружба.
Звучит волшебная музыка.
Голос Царицы:
Спасибо вам, ребята, что вы спасли мою страну и её жителей от злого волшебства Буквоеда. Жите- ли снова стали говорить правиль- но и красиво.
Я желаю вам, друзья, делать добрые дела.
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить.
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, благо- даря вашей дружной работе, вы справились со всеми сложными заданиями. Царица благодарит вас за помощь и дарит подарки.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой.
Воспитатель: Давайте произ- несем наши волшебные слова:
Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались дома.
Дети произносят слова.
Итог занятия.
Воспитатель: Какое задание было для вас самым интересным? (ответы)
Воспитатель: Какое задание было для вас трудным? (ответы)
Воспитатель: Мне очень хочет- ся узнать, понравилось ли вам пу- тешествие?
Воспитатель: Если понрави- лось, то возьмите красный лепе- сток, если не понравилось, то возь- мите синий лепесток.
Дети под музыку берут и пока- зывают лепестки.
Воспитатель: Вы хорошо по- трудились сегодня. Молодцы!