Ольга Собенникова
Конспект НООД «Путешествие в королевство Зеркал»
▼ Скачать + Заказать документы
непосредственной организованной образовательной деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы общеразвивающей направленности
«Путешествие в королевство Зеркал»
Цель: ознакомление детей с историей появления зеркала посредством познавательно–исследовательской деятельности.
Образовательные:
ОО «Познавательное развитие»
1. Познакомить детей с историей создания зеркала.
2. Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам.
ОО «Речевое развитие»
Публикация «Конспект НООД „Путешествие в королевство Зеркал“» размещена в разделах
1. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
2. Воспитывать культуру речевого общения.
3. Обогащать словарный запас детей новыми словами: зеркальщик, полировать.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
2. Воспитывать желание прийти на помощь.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Познакомить детей с фольгой как материалом для использования в художественно-продуктивной деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно–исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная.
Материалы и оборудование:
- волшебный сундучок, письмо, зеркала различной формы;
- ёмкость с водой, листы цветного картона, речные ракушки, камни;
- фольга, ламинированные, прозрачные листы;
- металлические предметы, кусочки ткани для полировки;
- ноутбук, проектор.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приё мы: загадки, беседа, экспериментальная деятельность детей, рассказ воспитателя, решение логических задач.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Поздороваемся с гостями и со всем, что нас окружает:
Здравствуйте!
Здравствуй небо (руки вверх).
Здравствуй Земля (приседают).
Здравствуйте мои друзья (руки вперед).
Дружно за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу)
А теперь покружимся (кружатся вокруг себя)
И вместе мы подружимся!
Основная часть:
Воспитатель: дети, посмотрите какой интересный сундучок а в нем письмо.
Прочитаем?
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Дим Димыч. Я уверен, что вы меня знаете! Слышал, что вы очень любознательные ребята, и любите интересные загадки. Поэтому, я вам прислал посылку с интересным и загадочным предметом. Вам уже интересно что это? Но для того, что бы открыть сундук, вам надо отгадать мою самую сложную загадку. Желаю вам всем удачи!»
Воспитатель: Слушайте внимательно, думайте старательно.
Дослушайте загадку до конца:
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмеетесь – и в ответ
Он засмеется тоже.
Дети: зеркало.
Воспитатель: Сейчас проверим правильно ли вы отгадали?
Воспитатель: открывает сундучок и достат из него предмет. Правильно, ребята это – зеркало. А какие красивые зеркала здесь лежат (показывает детям).
Воспитатель раздает каждому ребнку по зеркалу, дети его рассматривают. Воспитатель: Ребята посмотрите на сво зеркало и зеркало своего друга и скажите, все ли зеркала одинаковые? (ответы детей)
Воспитатель: Чем же они отличаются? (ответы детей)
Дети: по форме: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные по величине: большие, маленькие по цвету:…
Потрогайте зеркало, какое оно? (дети рассматривают зеркала трогают поверхность)
Дети: зеркало холодное, гладкое, твердое, чистое, хрупкое….
Воспитатель: Значит зеркало гладкое как. (лед, холодное как… (снег, чистое как (вода, твердое как (металл, хрупкое как (стекло).
Воспитатель: Дети, я знаю волшебную страну под названием Зазеркалье. Как вы думаете, почему эта страна так называется? (предположения детей)
Воспитатель: Да в этой стране много зеркал. Ребята, вы любите загадки и тайны, хотите побывать в этой волшебной стране? (ответы детей).
II Основная часть:
Воспитатель: Становитесь в круг, произнесм заклинание и окажемся в стране Зазеркалье.
Пальчиковая гимнастика:
Начинаем колдовать
Двери в Зазеркалье открывать
Хоть замочек очень крепкий
Металлический и цепкий
Мы его сперва покрутим
А потом два раза дунем
Покачаем – 1, 2, 3
Дверь замочек, отомкни
Двери открываются - путешествие начинается.
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье! Ребята, посмотрите все зеркала исчезли и вокруг нас не осталось ни одного зеркала. А для того чтобы они появились, нужно узнать историю их создания.
Воспитатель: Предлагаю пройти в «мастерскую Истории» и узнать, как появилось зеркало. Давным-давно когда не было зеркал, человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было видно его отражение, но если начинал дуть ветер, отражение человека исчезало.
Воспитатель: Мы будем работать в парах, предлагаю себе выбрать пару и сесть за столы.
Опыт №1 «Отражение в воде» Воспитатель: Перед вами емкость с водой. Посмотрите на воду, видите ли вы в ней свое отражение, лицо? Почему? (рассуждения и ответы детей) Воспитатель: Поставьте ёмкость на белую бумагу. А сейчас? Видны ваши лица? (ответы детей). Воспитатель: А как можно сделать так, чтобы мы смогли увидеть свое отражение? (предположения детей) Воспитатель: У вас на столах лежит тмная бумага. Предлагаю мкость поставить на не. Что получилось? Видите ли, вы своё отражение (ответы детей).
Воспитатель: Чтобы узнать, как люди в старину могли видеть своё отражение, предлагаю положить на дно мкости речные камешки и ракушки, которые у вас лежат на столах. Это и будет дном реки или озера.
Вывод: Вот так мы с вами ребята попытались увидеть свое отражение в воде как это делали люди, в то время когда не было еще зеркал. Путем опытов дети приходят к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким.
Опыт №2 «Отражение в металле». Воспитатель: Смотреться в реки и озёра было не удобно, поэтому однажды человек нашел кусок метала.
Долго он полировал металл,
Сам себя там увидал.
И предмет он
Зеркалом назвал.
Воспитатель: Предлагаю пройти в другую мастерскую «Полировка металла». Воспитатель: Люди брали кусок железа и долго – долго терли его мягкой тряпкой – полировали его (объяснить значение слова «полировать», (взять пластину металла и показать детям, что она не блестит. Воспитатель показывает, как полируют металл и предлагает детям самим попробовать отполировать кусочек металла (дети полируют металл, сравнивают отполированной поверхность с неотполированной). Воспитатель: Вот такой способ нашли люди, чтобы увидеть сво отражение. Воспитатель: Предлагаю поиграть с отражением.
Физминутка
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движения-
Раз, два, три-
Ну-ка, повтори!
(под музыку показываю движения – дети отображают их).
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Опыт №3 «Изготовление зеркала» Воспитатель: Прошло какое-то время, и человек опять задумался, как же сделать зеркало? После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений. Так появилось современное зеркало. Воспитатель: Предлагаю своими руками попробовать изготовить зеркало. Пройдемте в «Мастерскую зеркальщиков». Зеркальщики - это люди, которые делают зеркала. Как их называют? (дети повторяют). Воспитатель: Так как, стекло очень хрупкое, оно может разбиться и осколками легко пораниться, поэтому мы с вами возьмм плотную прозрачную пленку, которая похожа на стекло, чем она похожа? ( дети отвечают: она прозрачная).
Воспитатель: представим, что в руках у нас стекло. Держим его на свет. Мы себя видим?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: потому что стекло прозрачное.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение?
Дети: Наложить что-нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность.
Воспитатель: мы с вами возьмём фольгу – это тонкий слой металла. Предлагаю приступить к работе.
Воспитатель: Молодцы! Вы все отлично потрудились, справились с заданием. Воспитатель с детьми расставляет зеркала по группе. Воспитатель: Посмотрите в стране Зазеркалье снова появились зеркала. Проверим их и попробуем найти в них отражение, для этого нужно отгадать загадки:
В тихой заводи пруда
Отражались два бобра,
Три енота, пять ежей
Сколько было всех зверей? (10)
***
Я в зеркале увидел отраженье :
Два ёжика жевали печенье,
Две мартышки бросали банан,
Два зайчишки били в барабан,
Подскажи скорей,
Сколько было всех зверей?
***
У крылечка протекала речка
Отражались в речке той:
Дед с седою бородой,
Внук-мальчишка озорной,
Бабушка с лукошком,
Пёс и рыженькая кошка.
Сколько в водичке
Отражалось птичек?
Воспитатель: Дети, вы молодцы, нашли все отражения в зеркалах.
- Нам пора возвращаться в детский сад.
Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,
Мы три раза топнем, 1, 2, 3,
Обернёмся раз, два, три,
В детский сад скорей беги.
Воспитатель: Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия? (ответы детей). Воспитатель: Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями, а помогла нам в этом, конечно же дружба!
Рефлексия.
- Дети, кому понравилось наше путешествие по Зазеркалью протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.