Юлия Чаплина
Конспект НОД «Путешествие в королевство Фауны» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о живой природе.
Задачи:
1. Образовательные:
• закрепить и обобщить знания детей о жизни диких животных, рыбах, зимующих и перелетных птицах, систематизировать представления о живой природе;
• совершенствовать технику изображения, развитие свободы и одновременно точности движений руки под контролем зрения, их плавности, ритмичности.
2. Развивающие:
развивать навыки связной речи;
продолжать формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в королевство Фауны“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
закреплять умение правильно употреблять предлог «в», при составлении предложений; закреплять в речи названия диких животных наших лесов и их детёнышей.
развивать общую и мелкую моторику; уметь согласовывать движения с текстом.
3. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать у детей желание заботиться о них.
Словарь: фауна, хищник, климат, перелетные, зимующие.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.
Развивающая среда: Картина с изображением реки, коллаж леса, карточки рыб на липучках, картинки зверей, птиц; сюжетные картинки для игры «Что не так?»; фонограмма звуков пения птиц, шум реки; материал для творческой деятельности.
Методы и приемы: Рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация.
Ход НОД
Воспитатель: – Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете, кто такая Фауна? Фауна – это королева лесов и полей, покровительница животных.
Звучит волшебная музыка
Встали. Приготовились.
В Королевство Фауны попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Ребята, вот мы и очутились в королевстве Фауны.
Посмотрите на этот коллаж. Что на нем изображено?
- Какие животные живут в лесу?
Дети отвечают.
Звучит пение птиц
Воспитатель:- Ой, смотрите, птицы пролетели.
- Ребята, посмотрите, конверт какой-то упал. А что же в нём?
- «Загадки о диких животных». Давайте, я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете, про кого.
- Присаживайтесь на стулья и слушайте внимательно загадки
Отгадывание загадок
С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку.
Коготки на лапках остры:
По стволу взбежать не просто!
По ветвям летит, как стрелка,
Эта рыженькая (Белка)
Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу
И узнали мы (Лису!
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой (Заяц)
Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный. (Волк)
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ежик)
– Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие) Чем они питаются?
Дети отвечают.
- Как называются животные, которые употребляют в пищу только растения? (Травоядные.)
- Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.)
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей, и мы их называем травоядными, другие – животную пищу, и мы их называем хищниками.
Проводится игра «Что не так?»
- Давайте поиграем в игру «Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно.
(воспитатель показывает картинки волк - лисята)
У волка – лисята. Они живут в логове. Что не так?
Дети исправляют ошибки: У волка – волчата, они живут в логове)
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
- Молодцы. Давайте немного отдохнем.
Проводится физкультминутка
Физкультминутка: Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается…. отправляемся дальше.
– Давайте посмотрим, где же мы. (Звучит фонограмма звука «шум реки»)
Картина с пейзажем.
– Что здесь изображено? (река)
- Кто живет в воде? (Рыбы.)
- Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась, сом, окунь.)
Дети отвечают
Воспитатель: Давайте мы их поселим в нашу речку?
Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. В воде его меньше чем в воздухе. У рыб есть специальный орган для дыхания- жабры. Вода проходит через них и обогащает кровь кислородом. Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода и они могут погибнуть.
Отправляемся дальше.
Посмотрите, какое над нами небо!
- Кого мы можем увидеть в небе? (Птиц)
- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные.)
- Назовите их (скворец, журавль, ласточка, грач)
Дети отвечают
Воспитатель: Ласточки и стрижи улетели еще в конце лета - в августе. Позже улетают дикие утки, журавли и другие. Журавли улетают красиво - косяком Но есть птицы, которые не боятся ни зимних морозов, ни метелей. Их можно у нас увидеть во все времена года. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите их (Ворона, сорока, воробей, синица, голубь, дятел, снегирь, синица, дикая утка).
Дети отвечают
Воспитатель: Они остаются, потому что питаются разнообразной пищей, а не только насекомыми. Осенью птицы стараются держаться поближе к жилью человека. Им очень трудно зимой: холодно и голодно. Птицы ждут помощи от человека, и люди должны помогать им.
– Как человек может помочь птицам перенести суровую зиму? Можно сделать кормушки
– Но помните:
Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
Сметайте с кормушки хлеб.
Не кладите в кормушку корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки несоленого сала.
- Птицы будут вам очень благодарны.
-Сейчас я прочитаю вам рассказ о воробушке, который попал в беду. Этот рассказ написала Т. Ю. Бардышева.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замерзшего воробья. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, что бы помочь птицам пережить холодную зиму.
Вопросы: 1. Что случилось с воробышком?
2. Как помогли дети воробью?
3. Что повесили зимой дети в парке, что бы помочь птицам?
Дети отвечают.
- Фауна, приготовила для вас задание: на столах у вас лежат листы с волшебными загадками. А чтобы их разгадать, нужно закрасить поверхность листа.
Воспитатель предлагает занять свое рабочее место.
- Но перед работой нам нужно подготовить свои руки,.
Проводится игра с пальчиками, для подготовки руки к рисованию
Пальчиковая игра «Колечки»
Птичек мы окольцевали
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали
Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнезда где свои свивали,
Где вы яйца отложили,
Как вы бури пережили,
Сколько вы в конце концов
В гнездах вывели птенцов?
Дети выполняют работу. При закрашивании всей поверхности листа у них появляется изображение птицы.
Воспитатель: назовите птицу, которая появилась у вас на листе, она перелетная или зимующая? (3-4 детей)
.Дети отвечают.
- Молодцы, правильно отгадали загадки.
Рефлексия:
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- Что узнали нового?
Дети отвечают
- Мы обязательно сделаем кормушки для зимующих птиц и разместим их на нашем участке.
- На этом наше путешествие заканчивается.