Раиса Тимофеева
Конспект НОД «Путешествие к планете Центрифуга» по ФЭМП у детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие к планете Центрифуга
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие к планете Центрифуга»
по формированию элементарных математических представлений
у детей старшей логопедической группы
• Проектировочный компонент
Публикация «Конспект НОД „Путешествие к планете Центрифуга“ по ФЭМП у детей старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Тема: «Путешествие к планете Центрифуга».
Цель НОД: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
образовательная – совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, продолжать формировать умение складывать предмет из геометрических фигур по образцу;
- закрепить правильное и отчётливое произношение звуков «Т - Т'»; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, внизу – вверху, в середине, в углу, нижний край листа,
- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; продолжать знакомить с цветами спектра (оранжевый, голубой, красный, синий, жёлтый, зелёный,
- учить отсчитывать на слух и определять количество звуков, издаваемых музыкальным инструментом;
- упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
развивающая – развивать умение действовать по инструкции; развивать слуховое внимание, связную речь, восприятие, мелкую моторику.
воспитывающая – воспитывать самостоятельность, отзывчивость.
Медиаобъекты: презентация «Путешествие к Центрифуге»
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук; картинка с изображением машинного масла, разрезанная на 4 части; пеналы с геометрическими формами - по количеству детей; магнитная доска, магниты -5 шт., лист (формат А3, простые карандаши –по количеству детей; белые листы бумаги (половинки) и листы в клетку –по количеству детей; металлофон, платок, коробочка, раскраски -по количеству детей; карточки, на которых изображены числа от 1 до 10; коробочка, на которой наклеены разноцветные звёзды; подзорная труба.
Предварительная работа: игровые упражнения «Собери по образцу», «Нарисуй со слов», «Идём по следам», «Весёлый счёт»; ориентировка на листе бумаги.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
II. Организационный компонент
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей
• Создание эмоционально-положительного отклика
Воспитатель вносит коробочку. На ней наклеены звезды.
Воспитатель: : Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Рассматривает коробочку вместе с детьми). Хотите узнать, что внутри? (ответы детей)
Достает подзорную трубу.
Воспитатель: Ребята, это необычная подзорная труба. Если в неё посмотреть, можно увидеть дальние миры, планеты и звезды! Сейчас я посмотрю в неё, а то, что буду видеть, вы увидите на этом экране. Хотите попробуем?
Звучит фрагмент космической музыки, на интерактивной доске появляется изображение космоса.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое космическое пространство. Что мы видим? (Планеты, звёзды, пролетающую комету). Да, космическое пространство завораживающе красиво.
На экране неожиданно появляется «летающая тарелка». Она подает сигнал бедствия.
Слышится голос: «Здравствуйте, ребята! На нашей планете Центрифуга случилась беда! Все её обитатели внезапно застыли и не могут двигаться. Чтобы узнать, что может спасти наших друзей, нужно собрать все части картинки в единое целое. Помогите нам, ребята, больше помощи ждать не от кого…»
«Летающая тарелка» улетает.
Воспитатель: Ребята, поможем жителям планеты Центрифуга? (ответы детей). А трудностей не боитесь? (ответы детей).Тогда срочно отправляемся в космическое путешествие! А за каждое правильно выполненное задание мы получим часть картинки. Соберём все части в единое целое и узнаем, как помочь нашим инопланетным друзьям.
• Основная часть
Воспитатель: Ребята, а на чём же мы полетим в космос? (На ракете).
- Правильно, ребята, сейчас мы будем строить ракету.
1. Дидактическая игра «Построй ракету».
Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежат пеналы с геометрическими формами разных цветов. Какие формы изображены на пенале? (круг, прямоугольник, квадрат, овал, треугольник).
На экране появляется изображение ракеты (образец). Воспитатель вместе с детьми рассматривает ракету.
Воспитатель: Чтобы наши ракеты полетели, необходимо собрать их по образцу, как на картинке, соблюдая форму и цвет.
Дети выполняют задание. После того, как все дети справятся с ним, педагог хвалит детей. Спрашивает сколько потребовалось треугольников, кругов и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами оказались умелыми конструкторами. И получаем первую часть картинки. (Прикрепляет её на магнитную доску). Пора отправляться. Но, для того, чтобы ракета взлетела, нужно дать обратный отсчёт.
2. «Обратный отсчёт»
Воспитатель просит отдельных детей посчитать в обратном порядке, затем дети хором отсчитывают секунды до старта:
10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 - 2 – 1 - пуск!
На экране: ракета улетает.
Чистоговорка «Т - Т'»
Та – та – та – не страшна нам высота. Дети поднимают руки вверх,
Сжимают и разжимают пальцы.
Ете – ете –ете – мы летим в ракете. Соединяют руки над головой в
«замок» и качают ими вперёд-назад.
Ты-ты-ты – всё видно с высоты. Приставляют ладонь к глазам.
Ать-ать-ать – полетим опять. Хлопают в ладоши.
Аккуратно складывают геометрические формы в пенал.
Воспитатель: Для того, чтобы получить другую часть картинки, нам нужно выполнить следующее задание. Но перед этим нам нужно кое-что вспомнить.
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске лист А3. Воспитатель спрашивает, а дети показывают где верхний нижний/правый угол и т. д.
3. «Нарисуй картину»
Дети рисуют схематичный рисунок по инструкции воспитателя:
В верхнем правом углу –солнышко,
В нижнем левом углу домик.
В верхнем левом углу –облако,
В центре листа –дерево,
В нижнем правом углу –елка,
Вдоль нижнего края – трава.
После, правильный ответ появляется на экране, дети сравнивают и исправляют недочёты, если такие есть.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, и вот она, вторая часть картинки – прикрепляет к доске.
Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами»
Вот выходит на парад Дети маршируют по кругу.
Наш космический отряд.
Руки в стороны – к плечам, И. п. – стоя, ноги вместе, руки к плечам.
- руки в стороны, -вернуться в и. п
Дружно мы покажем вам.
Руки за голову - и вот
Наклоняемся вперёд.
И. п. – стоя, руки за голову,ноги на ширине плеч. Наклоны вперёд, держа спину прямо
На пояс обе руки ставим И. п. – стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч
И наклоны выполняем. Наклоны вправо –влево
Приседаем и встаём И. п. – стоя, руки на поясе.
И ничуть не устаём. Присесть –руки вперёд, вернуться в и. п.
Раз –прыжок, два –прыжок, Прыжки на правой ноге, затем
Ногу ставим на носок. На левой в чередовании с ходьбой.
И опять шагаем, Ходьба по кругу,поднимая и опуская руки.
Руки поднимаем.
(На экране появляется планета в дымке)
Воспитатель: Ребята, вот мы и подлетели к планете Центрифуга.
Но она вся окутана странной белой дымкой. Чтобы узнать, кто живёт на этой планете нужно выполнить следующее задание.
У детей на столиках лежат листочки в клеточку, где поставлена точка.
4. Ориентировка на листе бумаги в клетку «Обитатель планеты Центрифуга»
Детям предлагается нарисовать схематично простыми карандашами обитателя планеты.
От точки проводим:
3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 кл. вниз, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 кл. вправо,
3 клетки вниз, 2 клетки влево, 6 кл. вниз, 2 клетки вправо, 1 кл. вниз, 3 клетки влево,
3 клетки вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 кл. вправо,
6 кл. вверх, 2 клетки влево, 1 кл. вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 5 кл. вправо,
1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 кл. вверх, 3 клетки вправо.
Дымка рассеивается. Как вы думаете, кого мы видим? (Робота). Дорисуем нашим роботам глаза, рот и нос. Умнички!
(На экране появляется изображение робота)
А за правильно выполненное задание мы получаем ещё одну часть картинки.
Но, что случилось с роботами, они застыли и не могут двигаться. Как им помочь, можно узнать, только получив следующую часть картинки.
Воспитатель:
На планете роботов можно услышать только металлические звуки. Вот такие (ударяет молоточком по металлофону). И сейчас мы с вами будем их считать.
5. Игровое упражнение «Сосчитай звуки».
На столах у детей лежат карточки, на которых нарисованы числа (от 1 до 10). У воспитателя на столе – металлофон. Педагог предлагает закрыть глаза и определить, сколько раз он ударит по нему палочкой. Затем дети открывают глаза, показывают карточку с определенной цифрой и объясняют свой выбор (например: «Я выбрал карточку, с цифрой 7, потому что по металлофону постучали семь раз»).
Воспитатель: молодцы ребята! Мы хорошо справились с этим сложным заданием! И вот ещё одна часть картинки! Мы собрали все части картинки в единое целое. Посмотрим, что же поможет нашим роботам поправиться. (Вместе с детьми собирает картинку, на которой изображена канистра с машинным маслом). Воспитатель: Это машинное масло! Нужно смазать им роботов и они снова смогут двигаться!
Звучит космическая музыка. На экране появляются танцующие роботы. Затем прилетает «летающая тарелка» и слышится голос: «Ребята, от всех роботов мы хотим сказать вам большое спасибо, что спасли нас и нашу планету!. За это мы хотим сделать вам маленький подарок. А чтобы было интереснее, попробуйте найти его, следуя нашей инструкции. Она находится на полочке с игрушками».
Воспитатель: «Интересно, какой подарок приготовили для нас наши друзья? Попробуем его найти?» (ответы детей). Воспитатель берёт инструкцию, читает.
6. Игровое упражнение «Найди подарок».
Воспитатель вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит маленький столик, под которым лежит коробочка с сюрпризом. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперед, 3 шага налево и т. д.).
• Итог НОД
Воспитатель: «Ребята, как я вами горжусь. Вы не испугались трудностей и помогли жителям планеты Центрифуга. Давайте вспомним, что мы делали. (Вспоминают, какие задания выполняли). А сейчас посмотрим, что подарили вам благодарные роботы.»
Воспитатель вместе с детьми открывает коробочку, в которой лежат раскраски на тему: «Роботы», «Космос».
В свободное время дети пожеланию раскрашивают картинки.
III. Рефлексивный компонент
Непосредственно образовательная деятельность строится на принципах тематического единства и соблюдения деятельностного подхода, что позволяет обеспечить участие каждого ребенка в процессе деятельности. Технология использования игровой обучающей ситуации позволяет развить внимание и наблюдательность; побуждает детей к совместной игровой деятельности. Для профилактики утомления детей непосредственно образовательная деятельность построена с чередованием различных видов деятельности. Смена видов деятельности способствует поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.
Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Первая часть включает в себя создание эмоционально-положительного отклика. Это предполагает организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность. Этому способствует внесение воспитателем красивой коробочки, обклеенной цветными звёздами, необычный телескоп появление «летающей тарелки» на экране и звучание космической музыки (использование ИКТ).
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей
Эту часть составляет: дидактическая игра «Построй ракету»., ориентировка на листе бумаги («Нарисуй картину», «Обитатель планеты Центрифуга») и игровые упражнения: «Сосчитай звуки», «Найди подарок».
Третья часть – итог.
Методы и приёмы обучения
Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.
В ходе непосредственно образовательной деятельности используются наглядные (демонстрация, словесные, практические, а главное игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных навыков и умений, их совершенствование.
Необходимо применять различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывать речевые возможности каждого ребёнка.
Литература
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет/ авт. -сост. А,И, Дербина, Л. Е. Кыласова. –Волгоград: Учитель, 2016.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика – Синтез, 2014
4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. –М. : МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2015.