Виталия Беликова
Конспект НОД «Природа и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Природа и мы»
Программное содержание: закреплять и углублять представления о растениях луга (поля, умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.
Публикация «Конспект НОД „Природа и мы“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: фотографии лекарственных растений; иллюстрации с изображением грибов; простой графитный карандаш, акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) размером в обычный писчий лист; иллюстрации дикорастущих лекарственных растений.
Ход занятия.
1. Вводное слово воспитателя.
- Как чудесен лес осенью! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряда, то здесь, то там вспыхивают яркой огненной листвой, радуюсь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними запахами леса. Что нам дарит осенний лес? (Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди.) Сегодня нас приглашает в лес гриб-боровик. Для вас он приготовил интересные задания.
2. Беседа на тему «Природа и мы».
-Послушайте стихотворение «Зеленая аптека».
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит надо подлечиться,
Значит, в путь - на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот «зеленая аптека»
Помогает вам, ребята!
-О каком значении растений говорится в этом стихотворении?
- А как правильно собирать лекарственные растения?
• Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в вначале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
• Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
• Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
• Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
• Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
• Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача.
• В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
• Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
- Помните, что незнакомые растения нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
- Отгадайте загадки:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик.)
- У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.
Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая? (Ромашка.)
-Ромашка – переводится как «милая простота». Давным-давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна?
Если случится вам простудиться,
Появиться кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
- У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам она как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)
- Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. «Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз».
У подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.
- Отгадайте другие лекарственные растения и покажите картинку-отгадку:
Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит.
Что это? (Крапива.)
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки-
Не выше кочки. (Брусника.)
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке. (Шиповник.)
- Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.
- Давайте поиграем в больницу. Подумайте, как можно вылечить наших зверят?
- У нашего Мишки болит горло. Что нужно сделать? (Дети советуют.) Ему нужен отвар ромашки.
- А у нашей Лисички простуда – ей нужен отвар мать-и-мачехи, чабреца.
- У обезьянки слабость, нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
- Давайте сделаем отвары лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.
Физкультминутка.
Дети рано утром встали,
За грибами в лес пошли
(ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли (приседания)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята.
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (наклоны)
А вокруг полно малины,
Пройти мимо не смогли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места!
(повороты вправо-влево)
Снова мы идем по лесу
(ходьба на месте)
А вокруг так интересно
(повороты головой)
Отдохнуть пора, дружок,
Мы присядем на пенёк.
(садятся за парты)
3. Рисование «Сказка о грибах».
- Каждый гриб имеет свой характер. Чем отличаются грибы друг от друга? (Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.) Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой. Какой характер может быть у подосиновика? (Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпу заползла улитка.) Какой может быть поганка? (Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)
-Какими красками мы можем изобразить грибы? (Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки – светлыми.) Рассмотрите фотографии разных грибов. Обратите внимание разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте – необходимо сделать фон. Какой? (Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.)
Дети самостоятельно рисуют грибы.
4. Итог занятия.
-Давайте все грибы «посадим» на общую поляну. Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.