Ольга Бурячок
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Природа — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Задачи:
Обучающие:
Закрепить понятия о компонентах природы : воздух, вода, почва;
Учить рассуждать, аргументировать суждения;
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения природы (воды, почвы, воздуха,
О некоторых правилах экологической безопасности;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Природа — наш общий дом!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать;
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать партнёрские отношения;
Воспитательные:
Формировать желание активно действовать в защиту окружающей среды;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
Рисунок с изображением обычного дома и «дома природы»; иллюстрации, демонстрирующие различные экологические катастрофы; модель водоёма, модель строения почвы; банка, растительное масло, шприцы, пипетка, чернила, бинт, вата, ложечки, лейка, свеча, фарфоровое блюдце, спички.
Ход образовательной деятельности (вступительная часть)
Ребята, я вечером смотрела телевизионную передачу и очень расстроилась. Знаете, почему? В Японском море потерпел кружение танкер, который перевозил нефть, и много нефти вылилось в воду. Диктор неоднократно говорил: «Окружающей среде нанесён большой вред. Окружающая среда в опасности». Ребята, а как вы думаете, что такое окружающая среда? (ответы детей)
Значит, окружающая среда – это всё, что находится вокруг нас: и дорога, и деревья, и водоёмы, и дома, в которых мы живём. Посмотрите на эти два рисунка (демонстрирует рисунки, на которых изображены дом и природа)
Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом, в общем для всех доме – на природе. В этом доме тоже есть крыша, стены, пол. В каждом нашем доме чистота и уют, потому что у нас есть много помощников. А как вы думаете, ребята, легко ли природе поддерживать чистоту и порядок?
Сегодня мы рассмотрим три природные стихии : воду, воздух, землю. У нас будут работать три лаборатории. В первой вы будете очищать воду, во второй – очищать почву, а в третьей мы вместе посмотрим, как огонь загрязняет воздух.
Эксперимент 1.
Цель:
Помочь детям увидеть насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.
Ход эксперимента
Нальём в контейнер воды – это и будет наша речка. Затем добавим немного масла, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку из танкера». Предложить детям очистить воду от масла, не сливая её через трубочку. (Дать возможность придумать собственные способы очистки воды). Нужно показать детям, как можно это сделать: снять прищепку с трубочки и слить воду в подставленную банку. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.
Можно ли «слить» речку? Сколько понадобится времени и сил, чтобы очисть реку, ведь она во много раз больше нашего контейнера.
Разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы.
Эксперимент 2.
Цель:
Показать, как загрязняющие вещества проникают в почву, и как долго она остаётся загрязнённой.
Ход эксперимента
Насыпать на дно контейнера слой песка, на него положить губки – это почва (губки её верхний слой, песок – внутренний). Один край контейнера поставить на подставку, чтобы он был наклонен. Набрать в пипетку несколько капель чернил и капнуть на губки. Представить, что на почву попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком или предприятием. Показать детям капли чернил, хорошо видные на губках. Кажется, что их совсем мало и лежат они сверху, никому не мешая. Но вот пошёл дождь (полить на губку воду из лейки). Очистилась ли «почва» губки? Исчезло ли ядовитое вещество? Если нет, то куда оно делось? (Предложить детям шприцем откачать воду из песка в опущенной части контейнера). Какого цвета вода? Почему? Представьте, что в этом месте, где вы брали воду шприцем, находится колодец. Какая в нём будет вода? Можно ли её пить? А если на этом месте растёт яблоня? Можно ли есть яблоки? (ответы детей).
Снова пошёл дождь. (Один ребёнок поливает почву из лейки, другие дети откачивают воду шприцем). Когда вода станет чистой – это значит, что очистилась и почва. (Дети каждый раз оценивают чистоту воды и подсчитывают количество «дождей», понадобившихся для полной очистки почвы)
Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные, вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают.
Физкультминутка.
Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
С силой их к плечам прижать – это пять
Всем ребятам тихо сеть – это шесть.
Эксперимент 3.
Цель:
Продемонстрировать возможность загрязнения воздуха.
Ход эксперимента
Воспитатель заживает свечу. Что вы видите, ребята? Может ли пламя загрязнить воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. (ответы детей).
Воспитатель держит над пламенем свечи фарфоровую чашку. Через некоторое время дети увидят, что этот предмет потемнел – покрылся слоем копоти.
Подведение итога
Для того, чтобы очистить воду от масла, пришлось долго её собирать разными способами. Воду слили, но речку или море так слить нельзя. Они очень большие и понадобится много времени, а рыбы и другие живые организмы долго без воды находиться не могут. Поэтому разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы.
А заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные и вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают, для того чтобы мы спокойно могли собирать ягоды и пить чистую воду.
Во время пожаров не только сгорает всё живое, но и загрязняется воздух, которым мы дышим. Поэтому человек должен выполнять правила пожарной безопасности.
Ребята, к нам пришло письмо из Академии Занимательных Наук. В нём иллюстрации, демонстрирующие различные природные катастрофы. Вы их посмотрите, подумайте, почему так получается. (Ответы детей)
Мы продолжим беседу об окружающей среде и завтра. Для этого нарисуйте рисунки на тему: «Моё место в природе».
А в заключение я хочу вам почитать стихотворение Л. Фадеевой «Окружающая среда».
Все – от тополя у забора
До большого тёмного бора,
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
И ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в саду отражения крыш,
Брать чернику люблю я в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!