Наталья Зинова
Конспект осеннего музыкального занятия «Природа и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа и музыка» (ОСЕНЬ)
Цель: расширение знаний о природе через восприятие детьми музыкальных образов.
Задачи:
•выполнять ритмично движение «пружинка», передавать образ зайчика («Пружинка» Т. Ломовой);
развивать образную речь детей, использовать слова из стихотворения («Осенняя песня» П. Чайковского);
Публикация «Конспект осеннего музыкального занятия „Природа и музыка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
•учить петь напевно, не спеша, протягивая окончания музыкальных фраз («Листопад» Т. Попатенко);
•петь с музыкальным сопровождением выразительно, инсценировать содержание песни («Урожайная» А. Филиппенко, «Вот какие кочаны» Д. Лъвова-Компанейца);
•передавать движениями содержание песни, меняя их со сменой характера музыки («Осень спросим» Т. Ломовой);
•двигаться в соответствии с текстом и характером музыки по показу педагога, выполнять легкий бег, прркинку, кружение с зонтиками («Танец с зонтиками» В. Костенко);
•инсценировать песню по показу педагога, добиваться легкости танцевального бега («Танец осенних листочков» А. Филиппенко).
Пособия, атрибуты, дидактический материал: оформление центральной стены музыкального зала на тему «Осень»; листья осенние (бутафорские, детские зонтики на каждого ребенка, мольберты, картины (иллюстрации, передающие образы осени, корзиночки на каждого ребенка, шапочки «кочаны» на каждого ребенка, овощи (муляжи, схема города, нота Ре к схеме, панно «Листопад» к схеме парка «Времена года», зайчик (игрушка, костюм «Осень» (взрослый, большая корзина.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал. Центральная стена украшена на тему «Осень». По залу разложены красные, желтые листья. По углам музыкального зала находятся раскрытые зонтики. На мольбертах картины осени в различном убранстве (ранняя осень — золотая, поздняя осень — унылая). Приготовлены атрибуты: корзинки, шапочки «капусты», овощи (муляжи). На одной из стен — схема музыкального города.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель. Смотрите, нас сегодня встречает Фея Музыки — Домисолька.
Фея Музыки. Здравствуйте, дети! Я знаю, что настала пора знакомить вас с другими уголками нашего города. Подойдите все сюда. (Дети подходят к схеме города.)
Фея Музыки. Как и в каждом городе, у нас есть парк. Его название — Времена года. Этот парк: волшебный, музыкальный. Хотите погулять в парке? Тогда скажите, пожалуйста: какое время года сейчас? Правильно, осень. Слышите, звучит музыка!
Музыкальный руководитель исполняет фрагмент пьесы «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Фея Музыки. Вы узнали эту музыку? Да, это «Осенняя песня». Назовите композитора, который написал это музыкальное произведение. Правильно, Петр Ильич Чайковский. У каждого времени года свой цвет. Какой цвет у осени? Да, желтый, золотой, багряный, красный.
Прикрепляет на схему города панно с изображением листопада, а рядом нотку Ре, объясняя детям свои действия. Музыкальный руководитель предлагает детям вместе с Феей Музыки погулять в парке Времена года.
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Фея Музыки (после звучания пьесы предлагает детям подойти к мольбертам с картинами осени). Есть две осени. Одна — радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая — невидная собой, в лоскутах опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, которую у нас в России называют поздней осенью. Как вы думаете, о какой осени рассказывает Петр Ильич Чайковский в свой музыке? Да, верно, о поздней. Какая из картин соответствует пьесе «Осенняя песня»?
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. Толстой)
Исполняется фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня».
Фея Музыки. К каждой осени у нас особая любовь. Поздняя осень вызывает уверенность человека, что природа все же жива вечно, а ее увядание — обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.
Обращает внимание детей на ковер из осенних листьев.
Музыкальный руководитель.
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, потяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шуршит.
(М. Лесовая)
Исполняется «Танец осенних листочков» А. Филиппенко, по показу педагога.
Фея Музыки. Давайте сделаем из осенних листочков красивый букет и поставим их в вазу.
Музыкальный руководитель. Настоящий листопад в парке Давайте с вами споем об этом песню.
Разучивают песню «Листопад» Т. Попатенко, в соответствии с программными задачами.
Фея Музыки. Какая грустная песня! Вы пели печально, тоскливо. Мелодия звучала плавно, напевно. Даже зайчик загрустил в лесу, смотрите, какой он несчастный (показывает игрушку). Хотите узнать, что с ним приключилось? Слушайте.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится,
Неба не видать.
Только б потеплее,
Только бы посуше.
Очень неприятно
По воде ступать. (А. Блок)
Музыкальный руководитель предлагает детям показать, как зайчик прыгает. Выполняется упражнение «Пружинка» Т. Ломовой.
Фея Музыки. Зайка, скорее сюда, здесь еще пока не собрали всю капусту. Вот какие кочаны — хрусткие, большие, сочные! Так и манят своей песенкой. Послушай!
Исполнение песни «Вот какие кочаны» Д. Львова-Компанепца.
Фея Музыки. Какой щедрый урожай на грядке! За это и любит народ золотую осень, отдает она людям богатство полей, садов. В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду. Давайте и мы с вами соберем урожай вот в эти корзиночки.
Инсценируют песню «Урожайная» А. Филиппенко.
Педагог в костюме Осени идет к детям, в руках у нее корзина с бутафорскими овощами, фруктами.
Я с осенними дарами
В гости, дети, к вам пришла,
Фрукты, овощи с собою
Вам в подарок принесла.
Фея Музыки. Что же у тебя в корзине?
Осень. Отгадайте-ка, ребятки,
Что я собрала на грядке.
И что выросло в саду,
Я вам тоже покажу.
(Загадывает загадки.)
Рослые ребятки
Улеглись на грядке.
Все ребята — молодцы
И зовутся. (огурцы).
Красный спрятан корешок,
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко —
И в руках. (морковка).
Там на грядке вырос куст,
Слышно только хруст да хруст!
В щах, в солянке густо.
Это все. (капуста).
Плачет бабка, плачет дед:
Что же будет на обед?
Ведь засела крепко
В огороде. (репка).
Под кустом копнешь немножко —
Выглянет на свет. (картошка).
(Могут быть и другие загадки про овощи и фрукты, по выбору педагога.)
Фея Музыки. Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте поиграем вместе с Осенью.
Проводится игра «Осень спросим» Т. Ломовой.
Музыкальный руководитель.
Когда светит солнышко,
Можно погулять,
Хлопать, топать весело,
В парке поиграть.
Если осень хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтики,
Дождик переждем.
Исполняется «Танец с зонтиками» В. Костенко.
Фея Музыки. Вот и заканчивается наша прогулка в парке. Как он называется?
Вопросы для общения:
Какая бывает осень?
Назовите композитора, который рассказал нам о поздней осени.
Как называется это произведение?
Чем нас радует осень? И др.
Музыкальный руководитель. Ребята, пора прощаться с Феей Музыки.
Музыкальное прощание.
Домашнее задание: педагог предлагает детям передать в рисунках свои впечатления о прогулке в парке «Времена года».