Бондарь
Конспект НОД по развитию правильного произношения звука [з] и знакомству с буквой з
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели: Закрепить правильное произношение звука «З». Упражнять в определении наличия – отсутствия звука «З» в словах; в определении позиции звука «З» в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ; деление слов на слоги. Научить синтезу слова ВАЗА. Знакомство с буквой З.
Коррекционно-развивающие цели : Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.
Публикация «Конспект НОД по развитию правильного произношения звука [з] и знакомству с буквой з» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели: Воспитывать интерес к живой природе. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «З». «Волшебные кочки», «Волшебный мешочек». Буквы : А, О, У, Ы, З. Игрушки: комар, заяц, ваза, цветы. Картинки: коза, козы, ваза, вазы, роза, розы, глаза, волк, аист, апельсин, змея, зонт, дом, зубы, кукла, замок, мимоза. Две коробочки. Кассета с записью пения птиц.
Раздаточный материал: Картинки: гнезда, медузы, зайцы, замки, зонты, вазы. Фишки для звукового анализа, буквы В, А, З, А.
Ход занятия
I. Оргмомент. (1 мин.)
Дети стоят на ковре лицом к логопеду, логопед своим примером указывает на правильную осанку : спина прямая, руки за спиной.
- Ребята, нас пригласили в «Волшебный лес», а кто пригласил, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадка про зайца).
II. 1. Введение в тему. (2 мин.)
- Какой первый звук слышится в слове ЗАЯЦ? (Звук «З»).
- Ну, а нам пора отправляться в «Волшебный лес». Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись пения птиц).
- Вот мы и оказались на лесной полянке. Скажите, что вы услышали? (Пение птиц).
- Здесь живут не только птицы, но и ещё кто-то. Послушайте: З-З-З-З-З. Кто это звенит? (Комар). (Появляется игрушечный комарик)
2. Фонетическое упражнение. (2 мин.)
- Давайте поиграем с нашим комариком. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко.
3. Характеристика звука «З». (2 мин.)
(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)
- Посмотрите, что это за домики на лесной полянке? (Домики для звуков).
- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).
- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные звуки).
- Какой звук мы произносили, когда пели песенку комара? (Звук «З»)
- В какой домик мы поселим звук «З»? (В синий, так как звук «З» согласный).
- Как вы поняли, что звук «З» согласный? (Язык создаёт преграду воздуху).
- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук «З»? (Синей фишкой).
4. Д/И «Волшебный мешочек». (2 мин)
- Ой, ребята, а в «Волшебном лесу» мы не одни, здесь гуляет девочка.
(Появляется заранее подготовленная девочка. Дети поворачиваются лицом к девочке.)
- Здравствуйте, меня зовут Зоя. С какого звука начинается моё имя? Что получится, если звук «З» познакомится с гласными звуками?
(У Зои в руках «Волшебный мешочек» с символами гласных звуков.)
- Ребята, поможем Зое! Вы должны достать из мешочка символ звука и назвать слог, который получится. Назовите первый (второй) звук.
(Дети достают из мешочка символ и составляют слог из звука «З» и звука, обозначенного символом. Проводят анализ, полученного слога).
5. Д/И «С кочки на кочку» (2 мин)
- Засиделись мы на этой полянке. Давайте прогуляемся по лесу дальше. Впереди у нас «Волшебные кочки». Посмотрите, на этих кочках живут буквы. Чтобы перейти на другую полянку, нам нужно соединить звук «З» со звуком обозначенным буквой на кочке.
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ (Дети по очереди шагают по «кочкам», сливая звуки в слоги. Кочки меняем местами).
6. Физкультминутка «Зайчик» (1 мин)
- Здесь нас встречает заяц, он хочет поиграть с вами в игру «Зайчик».
7. Д/И «Маленькие волшебники» (2 мин)
( На ковре разложены картинки: коза, козы, ваза, вазы, роза, розы, глаза)
- Мы с вами находимся в «Волшебном лесу» и сами превратились в волшебников. Зайчик предлагает поиграть в игру «Маленькие волшебники». Он будет начинать слово, а вы – его заканчивать слогами ЗА или ЗО и находить картинку. Слова повторяться не должны.
- Какое слово получилось? Какой слог ты добавил?
8. Д/И «Четвертый лишний» (1 мин)
(Дети за логопедом подходят к наборному полотну, на котором в два ряда расположены картинки: коза, зонт, дом, зубы; кукла, замок, роза, мимоза).
Ребята, мы тоже знаем много игр. Давайте научим зайчика играть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите, на наборном полотне картинки: в названии трёх картинок есть звук «З», а в названии четвёртой нет, она и будет лишняя.
9. Д/И «Телеграф» (2 мин)
- Зайчик хочет отправить оставшиеся слова своему брату телеграммой. Поможем ему? Для этого нам необходимо разделить слова на слоги. (Дети прохлопывают слова, называют количество слогов, первый и последующие слоги в слове).
10. Пальчиковая гимнастика «Зайчик».(1 мин)
-Давайте ещё поиграем с нашим зайчиком и сложим зайчика из пальчиков.
11. Синтез слова ВАЗА. (2 мин)
- Зайчику очень понравилось с вами играть, и он хочет подарить вам букет весенних цветов. (Логопед достает из-за ширмы букет.) Во что поставить нам эти цветы? (В вазу)
- А где нам взять вазу? Сейчас что-нибудь придумаем. (Дети подходят к рабочим столам, которые стоят рядом с мольбертом. На мольберте картинки: волк, аист, змея, апельсин. На столе у каждого ребенка по две фишки синего и красного цвета, буквы В, А, А, З, по одной картинке со звуком «З» в разных позициях.)
- Знаю, посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (Волк, аист, змея, апельсин). Вам необходимо выделить первый звук в названии каждой картинки и отметить его фишкой. (При необходимости детям можно предложить карточку с красной чертой в начале, для обозначения порядка выкладывания фишек.)
- Посмотрите на свои фишки и вспомните звуки, которые они обозначают. Назовите слово, которое у вас получилось. (Ваза).
12. Знакомство с буквой З. (3 мин)
- Фишками мы обозначили слово ВАЗА. Что поможет нам увидеть это слово? (Буквы).
- Какая буква нам понадобиться первой? (В). Положите букву под фишку, обозначающую звук «В».
- Какая буква нам понадобиться последней? (А). Положите букву под фишку, обозначающую звук «А».
- Нужна нам ещё буква А? Положите её на место.
- Одна фишка у нас осталась без буквы. Какой звук она обозначает? («З»)
-Какая буква нам нужна? (З). Положите оставшуюся в лотке букву под фишку.
-«З» загнулась как змея,
Но ей не испугать меня.
- На что ещё похожа буква З?
- Обведите букву З у себя на столе. Напишите букву З в воздухе.
13. Определение позиции звука «З» в словах. (1 мин)
- Для того чтобы вернуться в детский сад, нам необходимо разложить картинки, находящиеся у вас в лоточках в коробочки. (Логопед демонстрирует детям коробочки, на которые наклеены схемы с обозначением позиции звука «З» в словах:
начало, конец. Дети определяют положение звука «З» в слове и раскладывают картинки в соответствии со схемой, приклеенной к крышке коробке).
III. Итог. (1 мин)
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Зайка серый скачет ловко.
В лапках у него морковка
Сложить зайчика из пальчиков
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.