Папки-передвижки

Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с бытом и традициями на Руси»

Татьяна Иванцова
Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с бытом и традициями на Руси»
▼ Скачать +Заказ

Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

«Знакомство с бытом и традициями на Руси»

Цель занятия: Знакомство с бытом русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи реализуемые в ходе занятия:

Публикация «Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Знакомство с бытом и традициями на Руси“» размещена в разделах

Образовательная: приобщение к истокам русской культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей (горница, сундук, ухват, прялка, чугун.); познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.

Развивающие : развивать познавательный интерес, мышление, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры, воспитанию доброжелательности по отношению к сверстникам и способствовать взаимопомощи.

Предварительная работа:

• чтение русских народных сказок

• художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки,

• рассматривание фотографий, иллюстраций из книг о достопримечательностях г. Переславля-Залесского

• слушание русских народных хороводных песен.

Дети неоднократно посещали музей детского сада «Русская изба».

Методы и приемы:

• Наглядный - показ, демонстрация,

• Словесный - беседа, пояснения, художественное слово, обсуждение

• Игровой - русские народные игры, игры дидактические

• Использование ИКТ

использование музыкального сопровождения

Оборудование: Экран, проектор, предметы крестьянского быта, записи музыкальных произведений, деревянные ложки, заготовки поделок, куклы пеленашки, угощение для детей.

Демонстрационный материал: презентация «Моя малая Родина», музей «Русского быта».

Раздаточный материал: Разрезные картинки. Заготовки для изготовления куклы пеленашки.

Ход образовательной деятельности:

1 Организационный момент

Ребята, у нас гости, давайте поздороваемся!

Игра «Поздороваемся»

-Здравствуй, солнце золотое (поднимаем руки вверх)

-Здравствуй, небо голубое,

-Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками из строны в сторону)

-Здравствуй, маленький цветок, (приседают и начинают потихоньку подниматься)

-Здравствуй, утро, (правую руку в сторону)

-Здравствуй, день, (леву руку в сторону)

-Нам здороваться не лень. (Обнимают друг друга)

2. Основная часть

Воспитатель: читает стих о Родине

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

В: Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

В: Как называется наша Родина?

Дети: Россия!

В: Но ведь у каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

В. - это место где мы родились и живём, это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы, где стоит наш детский. Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне. Это наш город Переславль-Залесский.

В: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём – и это наша малая Родина. Это наш город Переславль-Залесский.

Слайд современного города

Посмотрите ребята, на наш современный город, Одна из главных достопримечательностей города Переславля – Залесского это озеро Плещеево изумительное по красоте и чистоте!

В: Но не всегда ребята, наш город был таким современным, не всегда были кирпичные многоэтажные дома и не всегда в нашем городе, было столько достопримечательностей.

Давным-давно люди строили себе жилища из дерева: сосны и ели. А называли такие дома изба, а также такое жилище называли срубами, потому что их рубили (строили) топорами. На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свою избу, старался сделать е прочной и т плой. Избы были очень красивыми. Их украшали резными наличниками и ставнями. Вот таких, как этот. (Слайд)

Ребята, а вы хотите совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, и как они устраивали свой быт?

Дети: Да

Воспитатель: Как же нам с вами туда попасть? У меня есть волшебный клубочек, вот он нас туда и приведет.

(Воспитатель накидывает на себя шаль и приглашает детей в горницу)

Хозяйка:

Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Дорогих гостей встречаем

Пышным, круглым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Проходите гости дорогие. Это моя горница. Горница в избе самая нарядная и красивая комната, в ней я принимаю гостей. Все – то у меня сделано из дерева и стол и лавка,.

В: Вот и сундук, он тоже деревянный. В нем, ребята у меня хранятся вещи, сейчас, я вам покажу. Ой, а открыть, то. я его не могу…куда то подевался ключ?

Аааа это проказник домовой, а вот и следы его. Ребята давайте посмотрим, куда они ведут…

В: А здесь ребята, какое – то письмо лежит, давайте я его вам прочитаю:

Стоит Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают то и глотает (печь) Конечно же, печь!

Наверно домовой за печку спрятался, туда то он наверно ключь и положил, сейчас посмотрю…Нет, ребята здесь ключа нет.

С печью, у меня ребята связан весь быт. Про неё в народе говорят: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Печь не только обогревает избу.

Как вы думаете, для чего ещё можно использовали печь?

Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать. Правильно

В: Ребята а ведь печка упоминается во многих русских сказках, я вам сейчас буду показывать картинки, а вы постарайтесь разгадать из какой это сказки.

Молодцы ребята

В. : Ребята, а чтобы в печке приготовить еду, ее нужно растопить. А чем е растопить? (Ответы детей)

В. : Ребята, посмотрите, а дров-то маловато осталось. Давайте помогите мне дров нарубить, чтобы было, печку топить.

Физкультминутка:

За дровами в лес пойд м

И топор с собой возьм м,

Вместе рубим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

В. : Молодцы ребята, дрова мы с вами нарубили, печку растопили, а в чем же мы будем с вами готовить еду?

Послушайте загадку: Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где, там, в печке угол к кашу сварит

Д. : Чугунок.

В. : Чугунок, незаменим в хозяйстве. Он у меня вместо кастрюли. По весу он тяж лый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживает любой огонь.

В. А достаю я чугунок из печки, ухватом.

В: Ребята, есть у меня в хозяйстве еще помощница - это деревянная ложка.

В: Если есть деревянной ложкой, пища становится вкуснее и ароматней. Кушая девянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что пища у меня в основном жидкая, готовлю я супы или жидкую кашу. А еще ложки служат мне, как музыкальный инструмент. Ведь я не только много работаю, но люблю повеселиться, поводить хороводы, попеть песни, а вы хотите поиграть на ложках?

Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени»

Воспитатель с детьми играют на ложках.

В: Ой, заболталась, я с вами, а ключ так и не нашли.

Следы, ребята ведут дальше, а привели они нас к прялке.

В. : Долгими зимними вечерами пряду пряжу да приговаривариваю: Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне,

что не видно края.

В. : Ребята, А для чего нужна была пряжа?

Д. : Чтобы вязать носки, одежду

(На прялке весит мешочек в нем игра «Разрезные картинки»).

В: А, что это за мешок на прялке висит? Это наверно домовой проказник повесил. Ребята давайте посмотрим! Наверно здесь ключ лежит. А здесь ребята картинки, их надо собрать, разделитесь, по двое и соберите целую картинку.

Ребята, что получилось?

Д: Утюг, печка, чугунок, прялка.

В: А для чего нам нужен утюг?

Д: Ответы детей

Стоит сундучок, а в нем игра «Что сначала, что потом»

Утюг у меня ребята необычный, он у меня нагревается березовыми углями, откройте крышку… Ааа вот и ключ. Сейчас мы откроем сундук.

В сундуке я храню одежду и дорогие для меня вещи. Хотите посмотреть, что в нем лежит?

В: Посмотрите, какие куклы у меня есть. Они сделаны из ткани без, иголок и ножниц. У каждой куклы сво название.

А эта кукла называется – берегиня. (от слов – «бережёт», «оберегает») – защитный талисман для сохранения тепла домашнего очага и здоровья членов семьи.

Ребята, а вы хотите сделать куклу своими руками? Сегодня мы с вами попробуем сделать куклу, которая называется пеленашка.

Самой первой куклой славянских детей была кукла - Пеленашка она охраняет ребёнка от бед.

Технология изготовления куклы: Бер м прямоугольный лоскут светлой ткани, туго сворачиваем трубочкой и обматываем по всей длине ниткой. Далее бер м цветной лоскут прямоугольной формы и надеваем на голову куклы: надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам. Потом бер м пел нку с одной стороны, и укутываем один бочок куклы; затем захватываем, пел нку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутываем второй бочок куклы; затем аккуратно расправляем, пел нку и поднимаем е вверх – укутываем ноги. И перевязываем, пел нку красивой лентой. Эти куклы возьмете с собой и пусть они будут вашим оберегом.

Итог: Ребята, понравилось вам у меня в гостях?

А что больше всего вам понравилось?

А в чем, я вещи храню?

А пищу в чем готовлю?

А чем чугунок из печи достаю?

А что самое главное в избе?

Молодцы ребята, вам пора возвращаться, Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас бублики испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси»Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ) (подготовительная группа) Тема: «Знакомство с предметами.

Фотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню натюрмортов на МААМ. Цель: создание условий для приобщения детей к миру изобразительного искусства. Задачи: • Закрепить знания детей.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе. Задачи: формировать представление детей о.

Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Почему поет пластинка»Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Почему поет пластинка» Тема: "Почему поет пластинка?" Цель: сконструировать граммофон подручными средствами и научиться извлекать звуки с пластинки. Задачи: развить.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо»Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие задачи: 1. Расширять представления детей.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы» Цель: Создание условий для развития познавательной активности у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с бытом и традициями на Руси»
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 09:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с бытом и традициями на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Иванцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД