Лилия Сурнина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Сладкий сюрприз» на тему «Шоколад»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
на тему : «Сладкий сюрприз»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Сурнина Лилия Сергеевна
Возрастная группа воспитанников : старшая.
Тема совместной деятельности: «Сладкий сюрприз»
Форма организации обучения детей: групповая
Форма работы с детьми: решение проблемных задач.
Цель:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Сладкий сюрприз“ на тему „Шоколад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах.
• Закрепить знания детей о пользе и вреде шоколада.
• Закрепить представление о том, какой путь проходят какао-бобы до получения шоколада.
• Закрепление понятия кондитерские изделия.
• Познакомить детей с профессией шоколатье.
Развивающие :
• Создавать и поддерживать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.
• Развивать способность наблюдать, экспериментировать, высказывать свои предположения, делать выводы и простые умозаключения.
• Развивать проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности.
• Формировать умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
• Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи.
• Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанной работы.
Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, Социально – коммуникативное, Физическое развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательно-исследовательская деятельность.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, групповые технологии, приемы активизации самостоятельного мышления детей, метод проблемного обучения, беседа, экспериментирование, опыты.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный) : музыкальное сопровождение, столы, принадлежности для опытов: шоколад разного вида – пористый,темный, одноразовые тарелки, коктейльные трубочки для опытов, стаканчики с водой, влажные салфетки, халаты, колпаки, ингредиенты для приготовления шоколадного десерта, смайлики зеленого и красного цвета.
Планируемый результат:
Дети проявляют любознательность, умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвуют в физкультурной минутке; имеют элементарные представления о шоколаде и его свойствах; о вреде от чрезмерного употребления в пищу, активны и доброжелательны при взаимодействии с педагогом и сверстниками, познакомились с профессией «шоколатье»
Ход занятия
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель: (далее В.) Ребята, вчера вечером почтальон мне принес очень необычное письмо, послушайте.
Всем, всем, всем!
Главный кондитер России объявляет конкурс «Сладкий сюрприз своими руками!» Фото выполненных работ присылать по адресу: г. Москва кондитерская фабрика «Красный Октябрь».
Победителей ждет приз!
Ребята, хотите принять участие в этом конкурсе?
Дети: (далее Д.) Да, мы хотим поучаствовать в конкурсе!
В. : Я думаю все получится, а ваше хорошее настроение поможет победить в конкурсе!
А скажите, что обычно может вам поднять настроение?
Д. : Теплый весенний день. Новая игрушка. Веселая музыка. Просмотр любимого мультфильма. Руки мамы. Красивый рисунок. Что-нибудь вкусное.
Основная часть:
В. : Ребята, а что вкусненькое может поднять настроение?
Д. : Конфеты, печенье, торт, пирожное, мороженое.
В. : Я загадаю вам загадку об одном продукте, который, поднимает всем настроение, а вы попробуете ее отгадать.
Нужен он любому с детства,
Ведь чудесное он средство,
Лечит он и утешает,
Малышей он восхищает.
Пусть он горький иль молочный,
Ты-то любишь его точно.
Д. : Шоколад
В. : Ребята, вы любите шоколад?
Д. : Да, очень любим шоколад.
В. : Я тоже очень люблю его. Шоколад - любимое лакомство не только детей, но и взрослых.
В. : Какие вы знаете продукты с добавлением шоколада?
Д. : Бывают шоколадные конфеты, торты, мороженое, зефир, пряники, печенье.
В. : Вы молодцы много знаете кондитерских изделий, а своими руками хоте ли приготовить, что-нибудь из шоколада?
Д. : Да, очень хотим приготовить шоколадный сюрприз своими руками.
В. : Ребята, а что вы знаете о шоколаде?
Д. : Шоколад - кондитерское изделие и сладость.
В. : Давайте вспомним из чего делают шоколад и какой он проделывает путь, что бы мы смогли им полакомиться?
Дидактическая игра «От какао боба до шоколада».
(Дети стоят полукругом, называют по очереди по одному событию пути рождения шоколада, воспитатель выдает ребенку на его ответ схематическую картинку. Итог игры - мнемотаблица из схем в руках детей)
В. : Длинный путь проходит шоколад, с чего он начинается?
Д. : -Сначала на деревьях появляются цветы;.
-Появляются плоды;
-Созревают плоды;
-Собирают спелые плоды, достают семена какао;
-Какао бобы сушат и упаковывают в мешки;
-Доставляют какао-бобы на кондитерскую фабрику;
-Измельчают какао бобы;
-Отжимают масло какао;
-Перемалывают в какао порошок.
-Делают шоколад. Изготавливают конфеты и плитки.
В. : Все правильно, молодцы.
В. : Давайте присядем на коврик и пофантазируем немного.
ТРИЗ-игра «Хорошо-плохо»
(За каждый ответ полезного свойства шоколада педагог дает ответившему ребенку зеленый смайлик, а вредное свойство красный)
В. : Представьте, что шоколадки стали очень маленькие. Это хорошо?
Д. : Да, хорошо, 2 маленьких плиточки шоколада в день поднимают настроение, дают энергию, укрепляет иммунитет, укрепляет зубную эмаль, содержат витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций, полезен для работы сердца и мозга, лечит простуду, развивает хорошую память и ясность ума
В. :А чем плохо?
Д. : Хочется больше.
В. : А теперь, конфеты стали очень большими! Это хорошо?
Д. : Настроение отличное, ура, праздник!
В. : А чем плохо?
Д. : Шоколад виновник лишнего веса, вызывает аллергию и бессонницу.
В. : Давайте посчитаем зеленых смайликов и красных, сравним результаты.
Д. : Зеленых смайлов 10 штук, а красных 3 штуки. Зеленых больше.
В. : Какой можно сделать вывод? Шоколад больше полезный или вредный продукт?
Д. : Шоколад больше полезный, чем вредный продукт. Много шоколада есть нельзя! Самый полезный – это горький шоколад. После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы! Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
В. : Вы большие молодцы, очень много знаете о шоколаде.
А какие свойства шоколада вы еще знаете?
Д. : Шоколад бывает разный по вкусу.
В. : А какой шоколад бывает по вкусу?
Д. : Шоколад бывает горький и сладкий.
В. : Почему шоколад бывает разный по вкусу
Д. : В горьком больше какао порошка, а в молочном больше сахара.
В. :А какие бывают виды шоколада?
Д. : Шоколад бывает горький, молочный, темный, белый.
В. : Шоколад горький и белый одинакового цвета?
Д. : Нет, горький шоколад черного цвета.
В. : Почему они оба шоколад, а совершенно разного цвета?
Д. : В белом шоколаде нет какао порошка, а только какао масло.
В. : А почему шоколад пачкает руки?
Д. : Шоколад таит в ладошке, потому что он боится тепла.
В. : Правильно. Чем больше мы нагреваем шоколад, тем быстрее он тает.
Молодцы, вы знаете почти все о шоколаде.
Давайте немного отдохнем.
(Проводится физминутка «Танец маленьких утят»)
В. :А я, ребята, знаю еще одно свойство шоколада, о котором вы наверняка не знаете, я приглашаю вас в лабораторию. Для этого нам надо переодеться в специальную защитную одежду и занять свои места. Напоминаю, предметы со стола можно трогать только с разрешения воспитателя.
Опыт «Тонет-не тонет»
В. : У вас на столах стоят стаканы с водой. Возьмите трубочку и подуйте в стакан. Что происходит?
Д. : В стакане появляются пузыри.
В. : Куда поднимаются эти пузыри?
Д. : Пузыри поднимаются вверх, на поверхность воды.
В. : Что внутри этих пузырей?
Д. : Внутри пузырей воздух.
В. : Какой можно сделать вывод, если пузыри поднимаются на поверхность воды.
Д. : Воздух легче воды.
В. : Вывод правильный.
Возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом?
Д. : Шоколад утонул
В. : А теперь возьмите кусочек воздушного шоколада и тоже положите в стакан с водой. Что произошло с этим кусочком шоколада?
Д. : Шоколад плавает на поверхности
В. : Как вы думаете, почему тёмный шоколад утонул, а воздушный всплыл?
Д. : Воздушный шоколад не тонет потому, что внутри у него воздух.
В. : Это произошло потому, что в воздушном шоколаде имеется воздух, который при контакте с водой поднимается вверх. Поэтому пористый шоколад не тонет и остаётся на поверхности воды.
В. : Какой можно сделать вывод.
Д. : Можно сделать вывод шоколад тонет, если он плотный, в нем нет воздуха, и может плавать, если в нём имеется воздух.
(Воспитатель спрашивает у несколько детей)
Соня, повтори пожалуйста, какое мы еще узнали свойство шоколада? (Закрепление свойства с несколькими детьми)
Д. : (Ответы детей)
В. : Ребята вы большие молодцы, провели отличную работу.
Кто мне скажет из каких продуктов готовят шоколад?
Д. : А шоколад делают так. В какао-масло наливают молоко или сливки, сыплют какао-порошок, сахар, ваниль, можно добавить орехи, изюм и все перемешивают. Смесь разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки.
В. : Закройте глаза, представьте, что в комнате пахнет шоколадом.
(Дыхательная гимнастика)
В. : А бывает шоколад с начинкой?
Д. : Да, бывает!
Игра «Какая бывает начинка у шоколадки»
Воспитатель начинает, а ребенок заканчивает:
Из малины – малиновая
Из вишни - вишневая
Из клубники – клубничная
Из черники - черничная
Из груш - грушовая
Из молока- молочная
Из сливок-сливочная
Из шоколада- шоколадная
В. : Ребята, а как называется профессия человека, который готовит нам сладости?
Д. : Профессия называется кондитер.
В. : Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который готовит шоколад?
Д. : Нет
В. : Есть такая профессия шоколатье – это человек, который создает рецепты и изготавливает их из шоколада.
Саша, повтори как называется профессия человека, который работает с шоколадом.
Д. : Профессия называется Шоколатье.
В. : Ребята, напомните мне, что мы собирались готовить?
Д. : Мы собирались изготавливать сюрприз из шоколада на конкурс.
В. : Вы готовы приступить к работе?
Д. : Да готовы!
В. : А теперь время пройти в кондитерский цех. И перед работой с продуктами нам необходимо вытереть ручки антибактериальной салфеткой.
Зачем нам необходимо это делать?
Д. : Работать с продуктами надо чистыми руками.
В. : Хочу напомнить, что предметы можно брать со стола с разрешения воспитателя.
Перед началом подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Готовим шоколад»
Если взять сгущёнки банку (Пальцы обеих рук соединяют в круг.)
И горячий шоколад, (Изображают, как льют шоколад)
Взять немножечко орехов, (Стучат кулачок о кулачок)
Земляничный мармелад. (По очереди соединяют пальчики рук с большими пальцами в колечко)
Взять халвы четыре ложки, (Загибают по очереди 4 пальца руки)
Вафельной добавить крошки, (Показывают, как сыпет крошку)
Хорошо всё размешать, (Изображают, как мешают)
От такого шоколада (Хлопают в ладоши).
Нас потом не оторвать (Гладят по животу. Выставляют большой палец вверх.)
Продуктивная деятельность:
Я предлагаю вам побыть шоколатье. Мы подготовим два сюрприза. Первый- создание шоколадной картины, второй- изготовление шоколадных конфет. Девочки будут художниками, а мальчики кондитерами.
Я заранее растопила шоколад, для работы с картиной, и поместила его в кондитерские мешки. Девочки будут по контуру рисунка обводить шоколадом, по окончании работы мы объединим их в одну картину.
Мальчикам предлагаю взять любые заготовки на шпажках высушенных фруктов обмакнуть в шоколад, затем сразу в кокосовую стружку или орешки и положить на блюдо. Показываю как…
В. : Ребята, как у вас все хорошо получается, вы настоящие мастера шоколатье. Придумайте своим конфетам и картине название.
Д. : (Дети рассуждают)
В. : Наши работы готовы, их фото можно отправить на конкурс. А пока необходимо конфеты и картины отправить в холодильник, чтобы они застыли.
Рефлексия.
В. : Ребята, о чем мы с вами говорили? Что нового узнали о свойствах шоколада? С какой профессией познакомились? Вам понравилось наше занятие? Что было самым запоминающимся? А что мы сегодня готовили?
Д. : (Ответы детей)
Мне сегодня очень понравилось как вы работали на занятии. Вы были активные, внимательные и отвечали полными ответами. Иногда у нас немного не получалось, но это не беда, в следующий раз обязательно получится лучше.
В. : Я очень рада, что вы узнали много нового и интересного и стали мастерами шоколадного дела! Вечером угостите мам своими конфетами, думаю им очень понравится.
Всем большое спасибо!