Любовь Федорченко
Конспект НОД по познавательному развитию «Самолет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия: сформировать умение воссоздавать разные по форме предметы из деталей ТИКО конструктора по схемам. Продолжать формировать у детей элементарные математические представления.
Задачи:
Образовательные: закрепить знание геометрических фигур. Совершенствовать умение строить ТИКО – конструкции по образцу. Учить детей строить объемный и плоскостной самолет, с помощью геометрического моделирования. Закрепить понятия о воздушном виде транспорта, его назначение.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Самолет“» размещена в разделах
Развивающие : развивать навыки пространственного и логического мышления, сообразительность, внимание. Развивать творческие способности, самостоятельность, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям, конструированию.
Форма деятельности: фронтальная.
Используемые методы и приемы:
практические: практическая работа, игра, конструирование;
наглядные: рассматривание, показ способа действия, беседа, рассказ педагога;
словесные: беседа, рассказ, вопрос, пояснение.
Приемы организации детей в деятельности: индивидуальное выполнение заданий.
Оборудование и материалы: письмо, схемы для конструирования, картинки с изображением самолёта, наборы конструкторов ТИКО «Класс».
Предварительная работа: работа с конструктором ТИКО, выполнение заданий на соединение, моделирование по схеме, игровые задания на ориентировку в пространстве, рассматривание картинок с изображением воздушного транспорта.
Продолжительность НОД: 30 минут.
Ход НОД:
Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на нашем занятии вашими помощниками.
I часть Мотивационно- ориентированная.
- Дети, к нам в группу пришло письмо от жителей крайнего Севера. Они пишут, что у них продолжается долгая и холодная зима, а запасов еды и одежды у них недостаточно. Как же им доставить необходимые продукты и предметы одежды? (ответы детей)
- Но дело в том, что туда нет автомобильных и железнодорожных дорог. На чём же можно к ним добраться? (ответы детей)
- Как же помочь людям Севера? (построить самолёт)
- Вы готовы помочь жителям Севера и построить для них самолет?
II часть Основная.
Актуализация знаний.
- Дети, как вы думаете, самолёты, это какой вид транспорта? (воздушный)
- Почему, вы так решили?
Сегодня самолеты – это самый современный и быстрый вид транспорта, и они могут использоваться для разных целей. Ребята, а какие вы знаете виды самолетов?
Существуют пассажирские самолеты, их еще называют авиалайнеры. Летают они очень высоко – на высоте 1000 метров от земли, и им нужна взлетная полоса в несколько километров. Строятся они с реактивным двигателем, и тут теперь не нужен пропеллер, как было у первых самолетов.
Существует легкая авиация: сюда относят небольшие по размеру самолеты с одним двигателем и пропеллером. Такие самолеты используют для подготовки летчиков, перевозки небольших грузов, в сельском хозяйстве.
Ну и конечно есть военные самолеты – бомбардировщики и истребители. Двигатель у таких самолетов как у ракетного корабля, и даже одежда летчиков напоминает одежду космонавта.
- Как называют людей, которые управляют самолётом? (пилоты)
- Как вы думаете, что общего у всех самолётов?
- Корпус самолёта называется фюзеляж. Как вы думайте, что находится в фюзеляже? (Там находятся кабина пилотов, пассажирские места или места для груза)
- Что ещё есть у самолётов? (крылья, хвост, шасси)
- Как же построить самолёт?
Практическая часть.
Конструирование плоскостного самолета. Раздача конструкторов. Схема вывешивается на доске (плоскостной самолет).
- Я вам предлагаю посмотреть на схему самолёта.
- Из каких геометрических фигур сделан фюзеляж? (треугольник, прямоугольники, квадрат)
Давайте достанем эти фигуры, соединим их, сделав фюзеляж. (Дети соединяют горизонтально слева направо треугольник, квадрат, 2 прямоугольника)
- Из каких геометрических фигур сделаны крылья? (ромбы)
Сколько ромбов нам понадобится? (4, на каждое крыло по 2 ромба)
Давайте достанем эти фигуры, соединим их, сделав по 2 крыла для самолета.
- Из каких геометрических фигур сделан хвост? (треугольники)
Сколько треугольников нам понадобится? (3 треугольника)
Давайте достанем эти фигуры, соединим их.
Все части самолета у нас готовы, осталось их соединить, друг с другом, чтобы получился самолет.
Дети соединяют части самолета. Поучился плоскостной самолет.
- А сейчас, я предлагаю поиграть.
Физминутка. "Самолёт"
Руки ставим мы вразлё т: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Ребята, а как вы считаете, для чего нужен самолет? (Ответы детей). Самолеты необходимы для перевозки людей на дальние расстояния, военные самолеты следят за порядком в воздухе, они используются для оказания помощи людям, в трудно доступных местах, специальные самолеты тушат пожары.
Ну что вы готовы помочь жителям Севера и построить объемные самолёты? Тогда мы с вами превращаемся в авиационных инженеров и начинаем строить пассажирский самолет.
Практическая часть
Конструирование объемного самолета
Воспитатель напоминает о крепком соединении деталей.
Напоминаю: ваши самолёты должны быть очень надежными. Для чего?
Как должен работать авиаконструктор, чтобы его машина была крепкой и надёжной?» (качественно, внимательно, точно, аккуратно)
Поиск необходимых деталей.
Ребята, давайте рассмотрим схемы самолета и назовем фигуры, которые нам понадобятся.
Вам необходимо взять нужные для постройки самолёта детали и приступить к работе. Детали при необходимости можно менять.
Сборка.
Дети работают самостоятельно, и в случае затруднения обращаются к воспитателю.
В процессе работы воспитатель задаёт наводящие вопросы, если дети затрудняются в процессе конструирования.
Ребята, вы занимаетесь очень ответственным делом, и я вижу, что вы немножко утомились. Я предлагаю сделать небольшую разминку:
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики сгибать Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть: Оставили сжатыми в кулачек,
Автомобиль и вертолет, поочередно разжимают пальчики,
Трамвай, метро и самолет. начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали, Пальцы сжаты в кулачек,
Пять видов транспорта назвали. разжать все пальцы
- Ребята, давайте посмотрим, какие у вас получились самолёты.
(Дети рассказывают о своих самолётах и какие детали использовали)
- У вас получились красивые, прочные самолёты. Такие самолёты выдержат перелёт до крайнего Севера. Они готовы к полёту? Жители крайнего Севера очень обрадуются!
III часть Заключительная.
После того как дети закончили строить самолеты, воспитатель предлагает им рассказать о них. Если у ребенка возникают трудности в рассказе, воспитатель может задать наводящие вопросы:
• Из каких деталей состоит твой самолет?
• На какие части делится самолет внутри салона?
• Как называются окошечки в самолете? (иллюминаторы)
• Куда направляется твой самолет? (Мой самолет летит на Север)
• Кто управляет самолетом? (пилот)
• Кто помогает и обслуживает пассажиров, на борту самолета? (бортпроводница)
• Где самолет «ночует»? (в аэропорту)
• Для чего нужны самолеты? (самолеты необходимы для перевозки людей на дальние расстояния, военные самолеты следят за порядком в воздухе, самолеты используются для оказания помощи людям, в труднодоступных местах, специальные самолеты тушат пожары)
IVчасть Рефлексия.
- Ребята, получилось у вас сконструировать плоскостной самолет по схеме?
- Получилось у вас сконструировать объемный самолет по схеме?
- Вам понравилось быть авиационными инженерами?
- Кому из вас было трудно в конструировании, какие возникли трудности?
- Кому было легко конструировать самолет?
А сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу с помощью лесенки успеха. Подходите к лесенке, берите каждый свою букву в руки и ставьте в кармашек. Кто считает, что верно справился с заданиями и смог сконструировать 2 самолета, тот ставит свою букву в верхний кармашек. Кто считает, что не совсем все сделал на занятии, были какие-либо трудности, что-то было не понятно, тот ставит свою букву на среднюю ступень в кармашек. Кто считает, что не справился с заданиями ставит букву в нижний кармашек.