Яна Унтевская
Конспект НОД по познанию окружающего мира через экспериментальную деятельность для старшего дошкольного возраста «Чудо-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
- Развивать исследовательские способности, любознательность, мышление.
- Воспитывать культуру поведения при выполнении опытов.
- Формировать у детей представления о свойствах воды.
Словарная работа: Жидкость, бесцветная, прозрачная, исследователи, лаборатория, частичка воды.
Публикация «Конспект НОД по познанию окружающего мира через экспериментальную деятельность для старшего дошкольного возраста „Чудо-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдения за свойствами воды, . беседа на тему: «Вода в жизни человека»
Оборудование: на каждого ребенка стакан, прямоугольная емкость, пипетка, салфетка,стакан с молоком, шапочки для опытов, по 2 бутылки воды, чайные ложки, карточки с условными обозначениями, бумажные квадраты, презинтатор, проектор.
.
Ход занятия.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Звучит звонок входящего сообщения (Слайд №)
Воспитатель: Ребята, мне на электронную почту пришло сообщение, давайте посмотрим его. (Слайд № 2)
А, вы хотите быть исследователями (Ответы детей).Для того,чтобы узнать, что мы будем исследовать необходимо отгадать загадку.
“Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в ручейке
Бежит, шумит”
. (Вода)
Чтоб нам о воде все- про все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А также различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны
Открылись нам вмиг.
Скажите мне пожалуйста, где мы можем раскрыть тайны воды? (Ответы детей)
Я приглашаю вас в лабораторию, но. чтобы нам туда попасть нам нужно взяться крепко за руки, улыбнуться и произнести волшебные слова «Сила знаний проявись. Дверь в науку отварись»
Ребята, вот и мы о оказались с вами в лаборатории. (Слайд №3) Проходите за столы и наденьте специальные шапочки. Прежде, чем нам начать проводить опыты давайте вспомним правила поведения:
- внимательно слушать;
- не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;
- аккуратно обращаться с материалами;
- не забывать после каждого опыта, сделать вывод
Опыт № 1: “Воды-жидкость”.
Предложить аккуратно налить воду из бутылки в стакан.
Воспитатель:
- Что происходит с водой?
Дети:
- Она льется.
Воспитатель:
- Почему она льется?
(Предположения детей).
Вода льется, потому что она жидкая.
Ребята, я хочу вам рассказать научный факт. Почему вода льется? Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно именно поэтому она льется, но их можно увидеть только под микроскопом. Сейчас я вам покажу как это выглядит (Слайд № 4)
Воспитатель:
– Поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью.
Делаем вывод: Вода- это жидкость. Ее можно наливать и переливать. Обратимся к нашей схеме и отметим наш результат вот этим символом (Слайд №5) У вас на столах лежат карточки с разными изображениями вам необходимо выбрать, ту которая соответствует нашему условному обозначению.
Опыт № 2: “У воды нет формы”.
Воспитатель:
- Посмотрите на этот предмет (показывает лоток). Какая у него форма?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Возьмите бутылку с водой и налейте ее в лоток. Что произошло с водой? Какую форму она приняла (Ответы детей)
Воспитатель:
- Другими словами она приняла форму этой ёмкости
- А теперь возьмем стакан с водой и посмотрим какую форму вода приняла в стакане? (Ответы детей)
- Так есть ли у воды своя форма?
(Ответы детей)
- Нет, вода формы не имеет.
Сделаем вывод: Вода формы не имеет. Отметим на нашей схеме условным обозначением,что вода не имеет формы Возьмите карточку, которая соответствует нашему условному обозначению.
Опыт № 3:Вода не имеет запаха
Воспитатель: Давайте поднесем стакан с водой к носу и понюхаем.
- Дети, чем пахнет вода (Ответы детей) Правильно, совсем не пахнет.
Делаем вывод: Вода не имеет запаха. Отметим на нашей схеме. Возьмите карточку, которая соответствует нашему условному обозначению.
Воспитатель:
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и приглашаю вас на ковер.
Физкультминутка “Дождик”.
Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)
Только кто её поймет – кап, кап.? (недоуменно разводят руки в стороны)
Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)
И осенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)
Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).
Воспитатель:
- Молодцы, немного отдохнули и теперь можно продолжать.
Опыт №4 “Вода прозрачная”.
Возьмите стакан с молоком
Воспитатель:
- какого цвета молоко?
Дети:
- Белого.
Воспитатель:
- А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети:
- Нет, она бесцветная.
Воспитатель:
- Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стакана кладет ложки).
Воспитатель:
- В каком стакане видна ложка? Правильно в стакане с водой.
- Как вы думаете, почему в этом стакане видна ложка?
Дети:
- Вода прозрачная, а молоко нет.
Делаем вывод: Вода прозрачная.
Воспитатель:Давайте закрепим наш вывод на схеме. Поднимите карточку, которая соответствует нашему условному обозначению.
Опыт № 5: “Вода - клеит”.
Воспитатель:
- Как вы думаете, может ли вода соединять бумагу?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас мы это и проверим. У вас на столах лежат два бумажных квадрата соедините их друг с другом. Что получается? (Ответы детей). А теперь намочите один квадрат с помощью пипетки и соедините вновь. Что сейчас произошло? (Ответы детей)
Сделаем вывод: С помощью воды можно «склеивать» бумагу.
Воспитатель:
- Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня познакомились? Давайте вспомним.
А поможет нам в этом наша таблица. (Слайд № 6)
Ребята, сегодня вы очень хорошо потрудились и я приготовила вам подарки, но они лежат в этой коробке, а для того чтобы ее открыть необходимо отгадать загадку.
Мы их легких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем.
(Мыльные пузыри)
Воспитатель под музыку дарит мыльные пузыри. (Слайд № 7)