Зоя Тымбаева
Конспект НОД «Посуда для Мишки. Хохломская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
«Посуда для Мишки. Хохломская роспись»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Публикация «Конспект НОД „Посуда для Мишки, Хохломская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
Художественное творчество:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Познание:
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Коммуникация:
- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Чтение художественной литературы:
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Социализация:
- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Здоровье:
- Развивать потребность в двигательной активности.
Музыка:
- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
8. Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи
№ 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
3. Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Организационный этап (3 мин).
(Под русские напевы дети заходят в группу).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, я очень рада Вас видеть. Приветствие. «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто пришел к нам сегодня сюда, (разводят руками)
«Здравствуйте, скажем дружно все вместе!» (Машут руками)
Мотивация деятельности.
(В группу забегает Маша). Добрый день, Маша! У тебя что-то случилось?
Маша: Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я случайно, ну не совсем случайно разбила у Миши посуду.
Воспитатель: Да, Маша, Миша теперь огорчиться.
Маша: Ну так я и говорю, мне нужна ваша помощь. Помогите мне сделать новую посуду.
Воспитатель: Маша, конечно мы тебе поможем.
Маша: Только мне посуду надо красивую, ну она так еще называется (думает) хохолская, полхоская. А я лучше покажу (картинка посуды с хохломской росписью).
Воспитатель: Ребята, как называется такая посуда? (Хохломская).
2. Основной этап (24 мин)
Воспитатель: Да, ребята, натворила Маша дел. Надо ей помочь. Но прежде я хочу пригласить вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да) (Звучит тихая народная мелодия).
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! Перед вами расписная деревянная посуда (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды). И чего здесь только нет:
Чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. (Дети рассматривают выставку).
Воспитатель. Ребята, чтобы помочь Маше надо побыть мастерами – умельцами? А для этого надо ответить на вопросы. Справитесь? (да)
Актуализация опорных знаний
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Радостное, весёлое и др.).
- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Вся посуда не простая, а словно – золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками! А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? ( На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да). Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»- Умницы! Вы очень много знаете о Хохломе!
Открытие новых знаний
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – ни будь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Физкультминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: Ну, вот мы и справились со всеми задания, теперь можете стать и мастерами – умельцами. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три, мастерами стали мы». (Дети проходят к своим столам и занимают свои места)
Закрепление опорных знаний.
Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
- С чего начнёте рисовать? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).
- Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).
- Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? ( Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами (Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа).
Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Пока наши работы сохнут, можно и повеселиться. Машенька, послушай как наши дети поют веселые частушки.
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому —
Красоту невиданную
Рисовали травку
Солнечною краской,
Ягоды - огоньки –
Алой краской от зари.
Краски яркие горят,
Украшаем все подряд:
И посуду и столы.
Это все из Хохломы!
Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома!
3. Заключительный этап (4 минуты).
Воспитатель: А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд. (Работы выставляются на стенд и проводится их анализ)
Анализ работ.
Воспитатель. Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор.
Маша: Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались! А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).
Маша. Красота неописуемая! Мише обязательно понравится ваше творчество. Спасибо вам, ребята, за помощь.
Воспитатель: Ну вот и нам пора превращаться обратно в ребят и возвращаться в группу. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три детьми снова стали мы». Вот вы опять превратились в ребят и оказались в нашей группе. Спасибо вам за помощь. Наше занятие подошло к концу.