Оксана Жарких
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Почему дует ветер?»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе.
Тема: «Почему дует ветер?»
Оксана Жарких
Тема НОД : «Почему дует ветер?» старшая группа.
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательного интереса. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Познакомить с понятиями «буря», «ураган», «бриз».
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе „Почему дует ветер?“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
2. Развивать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его. Продолжать формировать умение соблюдать осторожность при работе с «опасными» предметами.
3. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Виды деятельности: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование и материалы: рисунок «Движение воздушных масс», свеча, карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира; картинки с названием ветра; с изображением дерева; на каждого ребенка – квадраты тонкого картона размером 20 *20 с готовой разметкой; ножницы, соломинки, кнопки, схема изготовления вертушки.
Предшествующая работа: игра «Мыльные пузыри»; отгадывание загадок о воздухе, ветре; чтение рассказа, «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского.
Ход НОД
Организационный момент
Гимнастика для глаз «Лучик солнца».
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазками.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете,что у меня в коробке, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.
- Вы знаете, что такое «природные явления»? Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека. Они не могут быть сделаны людьми. Мы можем увидеть в разные времена года - снег, дождь, радугу.
Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. Что за явление, вы узнаете, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:
За окошком завывает,
Тёплым, ласковым бывает,
Но и может всё на свете
Разломать, разрушить. (Ветер)
- Какие слова или фраза вам помогла отгадать загадку?
- Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем:
- Хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?
Игра «Хорошо – плохо»
Предложить карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира: парусник с надутыми парусами – это хорошо; разрушенный дом после урагана – плохо; сломанное дерево – плохо; ветреная мельница – хорошо и т. д.
Вывод: когда ветер приносит пользу – это хорошо, а когда вред – плохо.
Воспитатель. Характер у ветра бывает разный. Какой?
Воспитатель показывает картинки, знакомит с названиями ветра:
опасный ветер – ураган, он вырывает деревья с корнем и сносит дома;
сильный ветер - буря, ломает ветки у деревьев;
слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьми, заставляет стелиться дым, например, у костра.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора.
Воспитатель. Как можно увидеть, куда дует ветер? (Ответы детей). Попробуем провести опыт.
(Воспитатель достает свечку из коробки, зажигает и подносит к верхней части фрамуги.)
- Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.)
(Подносит свечу к нижней части фрамуги). Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты.)
- Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.)
- К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.
(Воспитатель показывает схему «Движение воздушных масс»).
Воспитатель. Кто хочет объяснить по картинке, как движение воздуха?
(Если дети затрудняются, объясняет воспитатель).
Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.
Воспитатель. Как можно определить, есть ли ветер на улице? (По деревьям, вертушки). Я предлагаю вам по схеме сделать вертушку для определения ветра.
Дети по схеме складывают бумагу, воспитатель помогает закрепить к соломинке.
Рефлексия. Ребята, какую тайну мы сегодня раскрыли? (раскрыли «тайну» происхождения ветра). А что еще узнали? (Узнали, что ветер – это движение воздуха: теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.)
Сейчас предлагаю пойти на прогулку и испытать наши вертушки.