Юдина Ольга
Конспект НОД по экспериментированию «Тайна мыльных пузырей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: донести до сознания дошкольников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу; развивать творческую инициативность и самостоятельность в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.
Задачи:
1. Воспитывать экологическую грамотность, любовь и бережное отношение к воде.
2. Расширять и углублять знания и представления ребенка о воде.
3. Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли.
4. Расширить понятие «мыльный пузырь».
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Тайна мыльных пузырей“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
5. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
6. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
7. Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
8. Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Оборудование: стакан, воронка, бумага, вата, трубочки, вода и мыльный раствор.
Ход занятия
Воспитатель. Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о величайшем даре природы. О каком даре пойдет речь, мы узнаем, разгадав загадку:
Если б не было её,
Мама б не стирала,
Пол бы папа не помыл,
А кораблик не поплыл.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно это вода. Ребята, а что вы знаете про воду?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы абсолютно правы. Вода нам жизненно необходима. Мы ее пьем, из нее варим кушать, мы умываемся водой, стираем, наводим порядок… А вода необходима только человеку?
Ответы детей.
Воспитатель. Вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете. Она одна из самых насущных потребностей. Важнее только кислород, без которого жизнь просто не возможна совсем. Без воды человек сможет прожить лишь 2-3 дня, а вот без еды можно выдержать почти 3 месяца. Вода на планете Земля бывает соленая и пресная, человек большей своей частью состоит из воды (70%) и ему для питья необходима пресная вода, а ее только 3 % в мире, это очень – очень маленькая часть всей воды на планете. К воде необходимо относиться очень бережно. В мире уже сейчас наблюдается нехватка пресной воды, которую еще загрязняют сточными водами, бытовыми отходами, мусором.
Стук в дверь.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто сегодня пришел к нам в гости? (Ответы детей) В гости к нам пришел почтальон и принес нам письмо. Давайте посмотрим от кого оно. А письмо нам прислал Дядя Федор из Простоквашино. Вам интересно, что нам написал Дядя Федор?
Ответы детей. Да.
Воспитатель открывает конверт, достает письмо и читаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Дядя Федор. Я живу хорошо, просто замечательно, у меня всё есть. Есть свой дом, он теплый. В нём одна комната и кухня. Живу я не один, но всё - равно без вас иногда мне очень скучно.
В один из таких дней я захотел порадовать себя игрой с мыльными пузырями и захотел раствор для мыльных пузырей сделать сам. Кот Матроскин предложил мне разобраться в этом вопросе: «Основа любой жидкости - это вода, поэтому нам надо пойти на озеро и набрать воды. Далее из названия понятно, что надо добавить мыла. А как это сделать?» И вот мы пошли на озеро набрать воды, когда мы подошли к воде, то очень расстроились, вода была очень загрязнена мусором. Но мы всё-таки набрали ее, добавили мыла и… И ничего у нас не получилось, т. к. для мыльных пузырей вода должна быть чистой, это влияет на поверхностное натяжение пузырей. В тоже время я подумал о зверях и птицах, которые приходят на водопой. Я так расстроился. Загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество способов её решения. Бороться с этой проблемой вполне можно и нужно.
И вот я хочу у вас попросить разобраться в том, как очистить воду и получить мыльные пузыри. Для этого я вам отправляю некоторые задания - подсказки».
Воспитатель из конверта достает 3 задания - подсказки.
- Ребята, поможем Дяди Федору?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Друг другу надо помогать. Прошу вас пройти в лабораторию (дети присаживаются за стол). Вот наше первое задание - подсказка «Фильтрование воды».
Опыт 1.
Грязную воду можно очистить с помощью фильтра. Для этого мне необходимы помощники. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов очистки воды с помощью фильтра, сделанного из писчей бумаги и ваты.
Воспитатель изготавливает фильтр, показывая наглядно детям, устанавливает бумажный фильтр с ватой в воронку, помещает воронку в стакан и наливает загрязненную воду. Дети наблюдают, что происходит с фильтром и делают выводы.
- Ребята, вы заметили, что произошло с водой?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, вся грязь осталась на фильтре, а чистая вода прошла через фильтр в стакан. Вот мы и выполнили первое задание Дяди Федора. Ребята, чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий пропускают через очистные сооружения – фильтры. Очищать воду в бытовых условиях можно кипячением, отстаиванием, вымораживанием, а также тоже фильтрованием.
А теперь вспомним, что Дядя Федор хотел сделать из воды, отгадав загадку:
Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем…
Как вы думаете, сколько лет мыльным пузырям? Давно ли они появились? ИЗ ИСТОРИИ Мыльные пузыри были придуманы несколько тысяч лет назад. Это стало известно при раскопках, были найдены рисунки на камнях, на которых были изображены дети, играющие с мыльными пузырями. Позднее, люди приспособились делать мыльные пузыри более прочными. После стирки мыльную воду использовали для игр дети. Вначале мыльные пузыри были редкостью и продавались только в магазинах, а вскоре их можно было купить почти за бесценок у любого уличного продавца. На этом история мыльных пузырей не закончилась, так как человечество стремиться к прогрессу, то решили сделать надувание пузырей автоматически, что позволяло выдувать пузыри размером с воздушный шар (показ картинки воздушного шара)
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, он хотел сделать мыльные пузыри, но у него ничего не получилось. А почему? А потому, что для изготовления мыльного раствора необходима чистая вода, вот с помощью фильтрования мы получили её.
А что будем делать дальше? Давайте с вами прочитаем следующее задание – подсказку: «Мыльный раствор».
Опыт 2.
Мне необходимы помощники (выходят 3 ребенка). Для начала, я предлагаю сейчас, взять стаканчик с водой и подуть в трубочку. Что же мы с вами сейчас наблюдаем? А то, что не получаются у нас с вами пузыри. Для этого надо добавить в воду особый мыльный раствор и тогда мы с вами сможем поиграть с пузырями (Воспитатель добавляет в стаканчик с водой этот раствор). Хорошо размешиваем, мыльный раствор у нас есть, теперь можно и поиграть.
Игра «Делаем пену»
Для проведения этой игры воспитатель объясняет, как правильно дуть в трубочку: «Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду». Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель. Поиграли и теперь мы возвращаемся к нашим заданиям. Следующее наше задание - подсказка «Мыльные пузыри».
Опыт 3.
Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь в размере (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
Воспитатель. Какие у нас получились мыльные пузыри! Ребята, а теперь давайте вспомним, как у нас это получилось? Вам в этом поможет наш алгоритм.
Дети. Первое, что мы сделали, это очистили воду, затем в нее добавили мыльный раствор и с помощью трубочки мы надували мыльные пузыри.
Воспитатель. Вот мы с вами и раскрыли тайну мыльных пузырей. Раскрою вам еще одну тайну. Хотите? (Ответы детей) Мыльными пузырями еще можно рисовать.
Игра «Рисование мылом»
Жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.
Воспитатель. Ребята, какие мы можем с вами сделать выводы с нашего исследования? (ответы детей). Мы можем с вами утверждать, что чистая вода в нашей жизни всё, даже любимая забава, как мыльные пузыри, тоже зависит от чистоты воды. Вода имеет огромное значение для всего живого на нашей планете. Людям, животным, растениям она нужна, чтобы жить, расти и развиваться. Причем вода живым организмам нужна чистая, не испорченная посторонними загрязнениями. Загрязнение воды - это серьёзная экологическая проблема. Бороться с этой проблемой вполне можно и нужно. А учитывая тот факт, что наука не стоит на месте, можно надеяться, что мы увидим результаты этой борьбы.
И в заключение нашего мероприятия я вам предлагаю сделать подарок Дяде Федору. Мы его научим, как можно нарисовать рыбок.