Белоусова Татьяна
Конспект экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Капельки»
Конспект НОД по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Капельки»
[/b]
Белоусова Татьяна
Экспериментальная деятельность «В гостях у Капельки»
Цель: Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятием «наука» (познание, о способе познания мира – эксперименте (опыте).
Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
задачи:
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „В гостях у Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Образовательные:
• ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
• уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
• Развивающие:
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, пепетками;
• закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
• развивать умственные операции: сравнение, способность анализировать;
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде.
• воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: картинки, пластиковые стаканы, ложки, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком;
Ход занятия
Здравствуйте ребята, сегодня у нас, с вами первое занятие по экспериментальной деятельности.
Я расскажу вам и покажу что такое лаборатория, наука, эксперимент.
- Лаборатория – это помещение оборудованное для проведения научных, технических и других опытов.
В лаборатории всегда тихо и чисто
А вы знаете кто работает в лаборатории? (Ответы детей). В лаборатории работают ученые и их помощники – лаборанты.
- Дети а кто ни бути знает, чем занимаются ученые? (Ответы детей)
Ученые занимаются наукой.
- А что такое наука вы знаете? (Ответы детей)
Наука – это особый вид познавательной деятельности человека. Это изучение различных предметов, явлений.
- Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?
Ученые наблюдают за происходящим в мире.
- Что такое наблюдение? (Ответы детей)
Наблюдение - это один из способов изучения мира который нас окружает.
При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит.
что такое эксперименты? (Ответы детей)
Эксперименты - это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: пробирками, мензурками и пипетками. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4., Не мешать работать друг дгугу.
Правило №5. Соблюдать тишину
Я приглашаю вас отправиться вместе со мной в нашу экспериментальную лабораторию.
Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы
Опыт 4.
На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.
Физкультминутка «Синяя вода».
Синяя вода (волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поле без следа, без конца и края (кружимся на месте)
Синяя вода, ты спешишь куда,ты спешишь куда (присели обхватили плечи руками)
К морю синему, там где волны сильные (встали руки вверх)
Там где волны сильные плещутся всегда (волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему поскорей неси меня (кружимся на месте)
Поскорей неси меня синяя вода (присели, обхватили плечи руками).
Эксперимент «Разбегающиеся зубочистки»
Для проведения опыта: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара – рафинада (не быстро растворимого, жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды-зубочистки «разбегутся».
Вывод: сахар всасывает воду, создавая ее движения перемещающее зубочистки к центру. Мыло растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, они заставляют зубочистки разбегаться.
Этот фокус, основан на определенных природных физических явлениях, которые вы будете изучать в школе.