Ольга Яковенко
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «В гости к матушке-природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с элементами совместной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе
Тема: «В гости к матушке - природе»
Цель: Повышать экологическую культуру дошкольников, содействовать развитию социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „В гости к матушке-природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Обучающие задачи:
• Систематизировать знания детей о природе.
• Дать представления о воздухе, как необходимом элементе для жизни всего живого.
Развивающие задачи:
• Закрепить правила поведения в природе.
• Развивать навыки общения, умение работать в паре и группе.
• Формировать начальные навыки речи – доказательства.
• Вводить в активный словарь слова «прозрачный», «невидимый», «чувствовать».
• Развивать элементарные навыки сотрудничества: используя схемы-картинки при организации игры, распределении ролей, подготовке места и материала.
Воспитательные задачи :
Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде.
Материалы: иллюстрации животных и растений Донбасса, Красная книга, «Донбасса»,, правила поведения в природе; фонограммы «Шум леса», «шум моря», «шум ветра», мелодия «В мире животных»; игрушечные деньги; билеты; руль; 2 листа А 3; маркеры – синий, зеленый, красный, черный; 2 мольберта; презентации по темам: лес, вода, воздух; ИКТ оборудование, металлофон, мяч.
Предварительная работа: Экскурсии в лес, березовую рощу. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Игра «Съедобное – несъедобное». Чтение художественной литературы о природе. Беседы на темы: «О правилах поведения в лесу», «А что если…».
Воспитатель играет на металлофоне мелодию «Во поле береза стояла»…
(Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.)
Психогимнастика:
Воспитатель :
- Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
Воспитатель : Сегодня я собираюсь в гости к Матушке- Природе. Вы со мной поедите? (Ответы детей.)
- А вы знаете, что такое природа? (Ответы детей.)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в природе. А поможет нам в этом игра «Разрезные картинки со схемами о правилах поведения в природе» :
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Берегите лес!
Не рвите цветы!
Не разрушайте муравейники!
Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений!
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Не трогайте грибы!
Не уничтожайте дождевых червей!
Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Не кричите!
Дети по желанию объединяются в пары, получают конверт и собирают картинку. Кто собрал, называет свое правило поведения в лесу.
Воспитатель : Ребята, на каком транспорте люди путешествуют? (Предположения детей.) А какой транспорт мы можем построить сейчас в группе? (Автобус.)
Конструктивная деятельность : «Строительство автобуса».
Цель: побуждать детей самостоятельно находить конструктивные решения при постройке автобуса.
Материал: стулья, руль.
Элементы сюжетно - ролевой игры: «Поездка на транспорте…»
Цель: Продолжать развивать элементарные навыки сотрудничества: используя схемы-картинки при организации игры, распределении ролей, подготовке места и материала.
Материал: схемы для распределения ролей – кондуктор, водитель, билеты, деньги.
Воспитатель : Наше путешествие в природу начинается…
Звучит фонограмма «Шум леса, пение птиц».
Воспитатель : Как вы думаете, куда мы приехали? (Предположения детей.)
Остановка «ЛЕСНАЯ» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов о лесе.)
Беседа по вопросам:
- Что такое лес? (дом для многих растений, животных, птиц).
- Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
- А животные, которые живут рядом с человеком? (домашние).
- А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).
Воспитатель : Снова садимся в автобус. Путешествие продолжается…
Звучит фонограмма «шум моря».
Д/и «Где чей домик».
Цель: Совершенствовать быстроту реакции, умение соотносить животное и его жилище.
Остановка «МОРСКАЯ» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов о воде, море.)
- Кто живет в воде?
- А вода нужна только рыбам? (ответы детей).
- Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).
Д/и «Съедобные жидкости».
Цель: Развивать умение детей за короткое время подразделять жидкости на две категории: съедобное и несъедобное.
(Чай, кофе, компот, морс, борщ, суп, бульон, кисель и т. д.)
Воспитатель : И снова в путь!
Звучит фонограмма «шум ветра».
Остановка «Воздушная» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов.)
- Ребята, ветер - это поток воздуха.
- А кто живет в воздухе? (ответы детей).
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные).
- А птицы, которые зимой остаются с нами? (зимующие).
- Воздух нужен только птицам? (ответы детей)
Интерактивная игра «Кому нужен воздух».
Цель: Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Дыхательная гимнастика.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород).
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ).
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Человеку и животным необходим воздух».
Цель: Формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха. Помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания.
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный ищет путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. (Дети выполняют.)
Долго ли вы смогли находиться без доступа воздуха?
Что почувствовали, что испытали? (Ответы детей.)
Действительно, человек может очень недолгое время обходиться без воздуха.
Воспитатель подводит детей к выводу, что человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться?
Обращение к личному опыту детей: вспомните, где вам легче дышится? (Парке, в лесу, там, где много растений.)
Вывод: Легко дышать нам помогают растения. К счастью, им необходим именно углекислый газ, который мы выдыхаем. Поэтому и дуб – великан, и маленькая травинка, и комнатные растения ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород.
Подумайте, как же человек может способствовать, тому чтобы воздух был чистым? (Ответы детей.)
Создание плаката с призывом беречь воздух. (Дети выбирают из предложенных картинок те, что указывают на действие способствующее очищению воздуха, и наклеивают их на ватман.)
Интерактивная игра «Хорошо – плохо».
Дети выбирают изображения когда воздух выступает, как помощник человека и когда наносит ему вред (ураган, смерч, суховей и т. д)
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
Мы вдохнули глубоко,
И живётся нам легко.
Воспитатель : Ну что ж теперь пора возвращаться в детский сад, занимайте места в автобусе. Пока мы едем, давайте покажем, как живем в детском саду.
Четыре стихии (Физминутка)
Цель. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" - вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Интерактивная технология «Интервью»
Навстречу детям выходит помощник воспитателя и спрашивает :
- Ребята! Вы откуда приехали? (Ответы детей.)
- Что вы вспомнили и что нового узнали во время путешествия? (Ответы детей.)
- Как вы будете беречь природу? (Ответы детей.)
Воспитатель дает положительную оценку участию каждого ребенка, отметив любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.