Елена Антонова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №125 ОАО “РЖД””
Конспект НОД по экологическому воспитанию
В подготовительной группе
Тема: “ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ”
Воспитатель :
Антонова Елена Валерьевна
Программное содержание:
1. Формировать представления о круговороте воды в природе.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Путешествие Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: игровой персонаж - Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; стекло; картина круговорота воды в природе.
Модели: правила бережного отношения к воде.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра “Путешествие капельки”.
Ход занятия
1. Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей).
2. Давайте, ребята, поищем капельку. Только договоримся, что вы идёте за мной. Договорились?
Дети: Да!
3. Подходим к большому цветку. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Педагог подходит к растению и говорит детям: “Ребята, посмотрите, что это такое на листике?”. Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.
Дети: Капелька.
Педагог: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за неё)
Педагог: Дети, капельку зовут Капитошка.
Педагог: Что ты здесь делаешь, Капитошка?
Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.
Педагог: Дети, покажем Капитошке, где живут её сестрички-капельки.
(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)
Капитошка говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живётся хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы - большие. Что же делать?
Дети: Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.
Педагог: А как нам это сделать?
Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.
Педагог (вместе с детьми произносит считалочку-превращение) :
Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которая бултыхаются щенки.
Раз, два, три. Стали капельками мы.
Педагог: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту.
Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоёма и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.
Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная).
Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом “у воды нет запаха”)
У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)
(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)
Вытираем салфеточками ручки. Наше путешествие продолжается. Присаживайтесь на стульчики.
Педагог: Представьте, что я - мама Тучка, а вы мои детки - капельки. Делайте всё, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить всё вокруг. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками (дети берутся за руки по двое, образуя ручейки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод, двигаются по кругу). А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Капитошка: вот так и Капитошка с сестричками-капельками играл, резвился, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички-капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят всё выше, выше.
Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле - проведём опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет). А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем, наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.
Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит).
Дети, а вы что-нибудь увидели - из чайника идёт дымок, пар. Это одно из состояний воды (жидкая, твёрдая, пар)
(Ребёнок, как называется дымок из чайника? (пар, (другой ребёнок, назови, что из чайника выходит? (пар).
Где образуется пар? В чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.
У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).
У пара есть запах? (нет, у пара нет запаха)
Педагог: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой тёплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.
Педагог:
1. Белая вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)
Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.
2. Кто плывет по небосводу
В чёрной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите поскорей! (Туча)
Капитошка:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать - на землю падает опять (капелька)
А кто знает, о чем эта загадка?
Дети: о воде.
Педагог: Давайте проведём опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.
Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в чайнике вода, доводится до кипения. Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка чайника подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако, затем стекло убирается от чайника, и дети наблюдают, как стекло остывает и капают капли (дождь).
Капитошка: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошёл дождь - это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю - напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озёра водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек-дождинок, капельки-снежинки. Дети, а вы любите моих сестричек-снежинок? (рассматривают картинки со снежинками).
Капитошка: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ему грустно с вами расставаться, но его ждут сестрички-капельки. До свидания.
Педагог: Дети, вспомните, наша капелька побывала кем? (1 ребёнок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем побывала капелька).
Дети: Капелькой, дождинкой, снежинкой.
Педагог: мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется - круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращение и снова попадает на Землю.
Давайте вместе назовем наше путешествие : “Круговорот воды”. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадёт вода? Как нужно беречь воду? Педагог раздает детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.
Педагог: Дети, Капитошка оставил нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, аквариум, чайник с водой, леечки для поливки цветов). Педагог обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.
А теперь я загадаю вам несколько загадок.
Загадки
1. Он без, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Сколько, весело, светло! (Лёд)
3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)
4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (Река)