Анджела Рахматулина
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Сбережем природу на нашей Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Сбережем природу на нашей Земле»
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: Пробудить у детей интерес к окружающей среде, обобщать представление об экологической зависимости между явлениями и объектами природы.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Сбережем природу на нашей Земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами поведения в природе, вызывать стремление охранять природу и бороться с нарушениями правил поведения, закладывать основы экологической культуры.
Предварительная работа: целевые прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов и картин по теме.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением окружающей среды, рисунки эколят – дошколят, нагрудники с изображением природных объектов и явлений, знаки правил поведения в природе.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает как называется планета на которой мы живем? (ответы детей). Правильно, ребята, наша планета называется Земля. Наш общий дом – Земля! Послушайте стихотворение о Земле :
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят.
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!
Витальева Л.
Воспитатель : На нашей Земле есть окружающая среда. Как вы думаете, что такое окружающая среда? (ответы детей)
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
Воспитатель : Конечно, окружающая среда - это окружающая нас природа и люди даже придумали праздник, который называется Всемирный день охраны окружающей среды.
Мы с вами тоже должны защищать, охранять и беречь родную природу, заботиться и помогать ей. Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут нам весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. (Воспитатель показывает рисунки с Эколятами).Зовут их Шалун, Умница, Тихоня и Елочка. Они родились в лесу, знают все про окружающую природу или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Хотите вместе с ними узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её? (ответы детей)
Воспитатель : Что мы должны сделать, чтобы сберечь природу, помочь ей?
Дети: Не бросать мусор – а убирать его;
- не ломать ветки деревьев и кустарников – а сажать новые, молодые саженцы;
- не рвать цветы – а выращивать и поливать их;
- не пугать птиц и животных – подкармливать их и защищать в трудное время.
Речь с движением «Леса – чудеса»
В леса – чудеса
Мы поедем,
Там встретимся
С умным медведем.
Рассядемся
Я, и ты, и медведь
И будем песню
Лесную петь:
Про ель, про березу,
Про дуб, про сосну,
Про солнце и звезды
И про луну.
Про дуб, про сосну,
Про березу и ель,
Про солнце и дождик
И про метель.
(идут по кругу, держась за руки)
(усаживаются на колени на ковер)
(ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на правой руке)
Воспитатель : Ребята, никакие материальные блага не смогут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать взрослых, которые относятся к природе не по правилам.
А сейчас предлагаю поиграть:
Игра "Рыбы - птицы - звери"
Воспитатель : Конечно, люди стараются защищать, помогать природе. Но все равно есть такие редкие исчезающие виды животных, птиц и растений, что для них специально организовывают заповедники, в которых все они чувствуют себя защищенными и в безопасности. Самые редкие экземпляры заносят в Красную книгу России. Наш Кавказский биосферный заповедник стал спасительным домом для многих животных, птиц и растений. Давайте назовем с вами тех животных и птиц, которые находятся в Кавказском заповеднике.
Дети: Медведь, олень, кабан, волк, шакал, лань, орел, беркут и др.
Воспитатель : Все верно назвали. В этом заповеднике звери и птицы чувствуют себя, как дома, в своей природной среде, у них появляется потомство. Попробуйте назвать детенышей зверей в заповеднике:
Игра «Назови детенышей»
Медведь – медвежата, медвежонок;
Кабан – поросята, поросенок;
Волк – волчата, волчонок;
Олень – оленята, олененок;
Белка – бельчата, бельчонок;
Шакал – шакалята, шакаленок.
Воспитатель : Молодцы, все правильно отвечаете. А какие пословицы, поговорки о природе вы знаете?
* Что природа дала, то и мылом не вымоешь.
* Гони природу в дверь, она влетит в окно.
* Хороша природа при любой погоде.
*Природа мудра.
* Природа науку одолевает.
* Каковы глаза, такова и природа.
*Не жди от природы милости : сам садочек сади, сам и вырасти.
*Природа берет свое.
* Природа не терпит пустоты.
Воспитатель : Еще люди, наблюдая за природой, отмечали в ней различные изменения и придумали разнообразные приметы, признаки, загадки:
Загадки:
Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
(Солнце)
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
(Ветер)
Я нужен зеленым лугам.
Я нужен и полям.
Все во круг я поливаю,
когда меня долго ждут.
(Дождь)
Приметы и признаки:
Белка низко гнездо строит — быть морозной зиме, высоко — жди теплой погоды.
Воробей купается в луже перед теплой погодой, а ворона — перед холодной и дождливой погодой.
Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.
Лягушки по берегу прыгают — к дождю.
Воспитатель : Вот такая народная мудрость о природе. А как вы, ребята думаете, что важнее всего в природе? (ответы детей). Вот мы сейчас с вами и узнаем.
Воспитатель раздает детям нагрудники с изображенными на них явлениями и объектами природы и предлагает рассказать, кто же самый важный.
1 ребенок с нагрудником солнца:
- Я солнышко, яркое, лучистое- я самое важное и главное, я всю землю обогреваю. Всем я нужно!
2 ребенок – вода:
- Я вода, я главнее всех, без меня все погибнут от засухи и жажды!
3 ребенок – воздух:
- Я воздух самый главный, все мною дышат. Если меня не будет- не будет ничего живого!
4 ребенок – растение:
- Я растение – земли украшение, я воздух очищаю. Я главнее всех!
5 ребенок – насекомое:
- Я насекомое, если меня не будет, не будет и растений, потому что я их опыляю.
6 ребенок – животное:
- Я животное, я на земле живу, без меня в природе никак нельзя.
7 ребенок – человек:
- Я человек, я главный. Могу всем управлять и все себе подчинять!
8 ребенок – микроб:
- А я микроб, не хвались человек, я всех главнее, захочу и всех уничтожу!
Воспитатель : Дети, а как вы думаете, это правда, может микроб всех погубить?
Дети: Нет! Яркое солнце, свежий воздух, чистая вода победят всех вредных микробов.
Воспитатель : Правильно, ребята в природе все взаимосвязано и распределено. Природа и человек неразрывно связаны между собой. Все связано со всем! А что природа дает человеку? Предлагаю вам поиграть в игру и узнать.
Дидактическая игра «Наши природные помощники – солнце, воздух и вода»
Воспитатель : А какие стихи вы знаете о природе?
Ребенок: Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Ребенок: Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Ребенок: Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела.
И под елкой жил смешной
Колючий еж!
Ребенок: Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Воспитатель : Ребята, один из самых главных законов экологии – науки о природе и человеке, это то как человек и природа влияют друг на друга что нужно сделать, чтобы сохранить и защитить природу.
Дети: Нам помогут экологические знаки- запрещающие и предупреждающие. На этих знаках изображены правила поведения в природе, чего нельзя делать в природе.
Игра «Чего не должно быть» (правила поведения в природе).
Воспитатель : Молодцы, ребята! Соблюдайте эти правила, берегите окружающую природу и она отплатит вам – крепким здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц. А сейчас я хочу посвятить вас в Юные экологи! Вы будете достойными помощниками наших друзей – Эколят! Вместе с ними вы будете любить, изучать, беречь и защищать природу!
ПРАВИЛА ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ ПРИРОДЫ.
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовить для их кормушки.
И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба - скажет: "Ты - мой друг! Спасибо!"
Воспитатель :
Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Давайте пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!
Пусть Земля родная наша
Год от года будет краше!