Валентина Снигирева
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Наблюдение за елью на участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Наблюдение за елью на участке.
Цель: способствовать расширению и углублению экологических знаний, формированию бережного отношения к живой природе.
Задачи:
1. Уточнить и углубить представления детей о ели. Учить распознавать ель по общему виду, стволу, веточкам, хвоинкам, шишкам.
2. Показать детям связи внутри живой природы (между елью и животными, между елью и человеком).
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Наблюдение за елью на участке“» размещена в разделах
- Ель, сосна. Наблюдения за хвойными деревьями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
3. Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
4. Обогащать словарный запас по лексической теме «Деревья».
5. Содействовать становлению осознанно-правильного отношения дошкольников к ели как объекту живой природы.
Литература:
1. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н. Кайгородов. М. : Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.
2. Махотин С. Прогулки по лесу / С. Махотин. М. : Изд. ООО Белый город, 2013. – 144 с.
3. Подрезова Т. И. Материал к занятию по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. – 4-е изд. -М. : Айрис – пресс, 2009. -256с.
4. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. - М. : Изд. Гном, 2013. – 64 с.
5. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-srednei-grupe-hvoinye-derevja.html
6. URL : https://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia3246.html (физкультминутка «Елочки»)
Ход наблюдения
- Дети, Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (Ель)
- А где на территории детского сада растет ель? (дети отвечают, показывают).
- Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. А много ли мы знаем о ели. Давайте подойдем к ели и понаблюдаем за ней (Вместе с детьми подходим к ели, располагаемся полукругом возле нее. Даю время для осмотра ели).
- Я вам буду задавать вопросы и предлагать выполнить некоторые задания. Завтра на занятии мы будем рисовать ель, и вы хорошо нарисуете, если сегодня будете внимательны.
- Ель – это дерево или кустарник? Почему? (Дерево, потому что у нее один ствол и от него отходят ветки).
- Правильно, ель – дерево, смотрите какая она высокая и стройная. У нас можно встретить два вида ели: - голубая и обыкновенная. Мы наблюдаем за елью обыкновенной.
- Почему ель называют морозостойким деревом? (Хорошо переносит морозы).
- Какой ствол у ели? (Прямой и высокий).
- Чем покрыт ствол ели? Посмотрите и потрогайте. (Кора темная, шершавая. Ствол покрыт колючей хвоей).
- Какая форма кроны у ели? (как треугольник).
Уточняю:
- По форме напоминает пирамиду. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные. Еловые ветви называют еловыми лапами. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет и падающий снег. Поэтому под елью всегда тень и снега не много, и на нем - сухие коричневые иголки и пустые шишки.
- Давайте рассмотрим еловые шишки. Возьмите в руки шишки. Что про них можно сказать? (Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки).
- Что есть в шишках ели? (Семена).
- Попробуйте достать семечко ели.
- Какие они? (Они мелкие и с крылышками).
- Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Ветер разносит их везде. Там где упадут семена, вырастут новые ели. Из семян ели вырастут ёлочки.
- У ели есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет. Затем они коричневеют, буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель «вечнозеленым» деревом.
- Давайте рассмотрим хвоинки у ели. (У ели хвоинки располагаются поодиночке. У ели темные хвоинки. Хвоинки ели короткие).
- Пощупайте осторожно хвоинки, покатайте их между пальчиками (показываю). Осторожно - чтобы деревцу не навредить и самим не уколоться. Что вы почувствовали? (У ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани).
- А вот новое и то, что вы пока не знали. Оказывается, снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания. У хвоинок есть дыхательные «окошечки» - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания. Поэтому ель морозо- и засухоустойчива.
- Как вы думаете, ель – это полезное дерево? (Да).
- Кому оно приносит пользу? (Птицам, животным и человеку).
- К ели полакомиться жуками-короедами прилетает дятел. Белка живёт в дуплах на ели. Питается семенами шишек. Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей–полевок. Полевки питаются семенами шишек. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов. Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра, снега и хищников.
- А в чем заключается польза ели для человека? (Используется для строительства домов. Из нее изготовляют мебель. Делают бумагу, карандаши. Дерево – это топливо (дрова).
- Ребята, ель растет долго, поэтому надо беречь все, что из нее сделано: мебель, игрушки, чистую бумагу.
- У еловой хвои есть аромат. Очень полезно дышать воздухом с еловым ароматом. Хвойные деревья, и ель, конечно тоже, выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории для оздоровления людей строят в сосновом бору.
- А еще на Новый год мы все украшаем елочку. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.
- Дорогие ребята! Лес, ельник, – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!
Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели,
Берегите русский лес!
- Давайте скажем ели «До свидания. Какая ты красавица! Расти большая нам, птицам и зверям на радость, а мы тебя – не обидим».
- Предлагаю вам поиграть. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы повторяйте за мной:
Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши).
Ели – ёлки - ёлочки (руки вверх, в стороны, вниз).
Лежат на елях небеса (руки вверх).
На ёлках – слышны птичьи голоса (приложить руку к уху).
Выполняем несколько раз.
Самоанализ наблюдения за елью
1. Можно ли назвать данный процесс взаимодействия с природой наблюдением?
Да, можно. На прогулке был реализован именно метод наблюдения, т. к. было обеспечено чувственное познание природы, организован непосредственный контакт детей с живым объектом - елью.
Этот процесс нельзя назвать рассматриванием, глядением, смотрением, рассматриванием, т. к. все это способы познания, опирающиеся лишь на зрение, активизирующие работу одного (зрительного) анализатора. Так, глядеть, смотреть, рассматривать, видеть можно и из окна, и по картинке в книжке. Эти процессы не предусматривают в обязательном порядке непосредственный контакт с природным объектом.
Наша программа организации наблюдения ориентирована не только на зрительное восприятии ели, она шире, т. к. обеспечивает «живое» взаимодействие с объектом природы, предполагает активизацию работы различных форм восприятия в комплексе : зрительного, тактильного, обонятельного. Мы обеспечили чувственное познание, задействовав в этом процессе различные органы чувств.
Следовательно, мы организовали процесс, который можно назвать наблюдением.
2. Является ли данное наблюдение экологическим наблюдением?
Организуя данное наблюдение, мы опирались на идеи С. Н. Николаевой: «Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию».
Поэтому, мы строим работу по экологическому воспитанию дошкольников, ставя задачи, связанные и с усвоением знаний (образовательные задачи) и с формированием отношения (воспитательные задачи) к объекту природы (в данном случае, ели). Наличие двух составляющих в нашем наблюдении : знания и отношения, – позволяет нам отнести данный вид наблюдений к категории - экологические наблюдения.
3. Реализованность целей и задач наблюдения?
Цели и задачи данного наблюдения сформулированы под влиянием работ С. Н. Николаевой по экологическому воспитанию дошкольников. Цель и задача наблюдения поставлены четко и конкретно. Цель и задачи наблюдения за елью – реализованы. Этому способствовало содержание наблюдения и методы и приемы его организации.
4. Соблюдена ли структура наблюдения?
Структура наблюдения за елью – трехчастная.
Первая часть – организационная. Удалось собрать внимание детей, настроить их на наблюдение. Детям был задан вопрос о том, любят ли они отгадывать загадки, дана загадка о ели, предложено показать ее на участке ДОУ. Была сформулирована цель наблюдения. Длительность – 1,5 минуты.
Вторая часть – основная. Здесь работа была направлена на достижение целей и задач, активизацию мыслительной и практической деятельности детей, необходимой для получения сенсорной информации. Длительность – 10 минут.
Третья часть – заключительная. Поскольку наблюдение на прогулке – это не НОД, мы ограничились эмоционально-позитивным обращением к ели и игрой, имеющей тематическое единство с наблюдением. Длительность – 1,5 минуты.
5. Какие методы и приемы организации наблюдения использованы?
Основной метод – наблюдение.
Использовались приемы для выявления свойств, качеств, признаков, особенностей развития и состояния ели, установления необходимых связей: загадка, предъявление вопросов разной степени сложности, краткий рассказ воспитателя, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения. Все приемы были направлены не только на уточнение и углубление знаний детей о ели, но еще и на формирование отношение к ели, как объекту живой природы.
Использовалось поощрение.
Вывод. Наблюдение прошло успешно благодаря его подготовленности. Заранее изучена литература соответствующего содержания, продуманы цель и задачи, подобрано содержание наблюдения и методы (приемы) организации детей в процессе наблюдения. Нам удалось показать зависимость живых существ друг от друга (ель и птицы, ель и животные, ель и человек, их сосуществование друг с другом.