Лариса Урсегова
Конспект НОД по экологии «Природа — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22» (МБДОУ №22)
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Природа – наш общий дом»
Воспитатель: Урсегова Л. И.
Ижевск, 2017 год
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Природа — наш общий дом“» размещена в разделах
Задачи образования:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
- обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Задачи воспитания :
• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Задачи развития:
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Планируемые результаты:
Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Материалы и оборудование:
- Проектор, компьютер для просмотра презентации;
- картинки с изображением животных, растений, насекомых и т. д.
- фотографии о загрязнении окружающей среды.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что такое природа?
Дети: Природа- это все что окружает нас, то, что может существовать независимо от человека.
Воспитатель: Правильно дети. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе? – Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
Воспитатель: И человек – это тоже часть природы. Но природа – это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного солнца до самой маленькой мошки. Есть наука о законах жизни природы и называется она экология.
В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух
Природа-это общий дом и для растений, и для животных, и для людей.
Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как ее сберечь.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети: Мы не можем назвать природой то, что человек сделал своими руками.
Воспитатель: На какие две большие группы делиться природа? (живая и неживая). Скажите, что относится к живой природе?
Дети: Птицы, насекомые, животные, рыбы.
Воспитатель: Почему они относятся к живой природе?
Дети: Потому, что они двигаются, растут, едят, рождаются.
Воспитатель: Да, но есть такие представители природы, которые не умеют двигаться и всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются с маленького зернышка, растут, зеленеют, сбрасывают листья и приносят людям огромную пользу. Вы догадались, о чем идет речь.
Дети: Речь идет о деревьях.
Воспитатель: Правильно, но не только деревья относятся к живой природе, а и все растения.
Что относится к неживой природе?
Дети: Вода, снег, камни, песок и др.
Воспитатель: У вас на столах кусочки мела и два стакана – один с водой, а второй пустой. Возьмите мел и разломайте его пополам. Что с ним произошло? Перестал ли мел быть мелом (ответы детей).
Воспитатель: Мел остался мелом. А теперь перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой? Перестала ли вода быть водой? (ответы детей).
Воспитатель: А что случится с цветком, бабочкой, птичкой, если их поделить на части?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Поэтому живые объекты – это одно целое, единый организм. Я предлагаю вам рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы. ( презентация : «Живое – неживое»).
Воспитатель: Ребята, скажите, что и как влияет на живую природу? (температура, свет, вода). (Воспитатель показывает первый условный знак, обозначающий температуру.)
Большое значение в жизни всех живых организмов играет температура. Она может быть высокой и низкой.
Дети, как вы думаете, откуда Земля получает тепло? Правильно, от солнца. На Земле есть места, где солнечного тепла всегда много и даже в избытке. А есть места, где тепла очень мало, там царит мороз и холод. Живая природа по-разному приспособилась к окружающей температуре. Так в течение года мы проживаем четыре времени года. Назовите их. Что вы можете сказать о температуре в разные времена года?
- Правильно, температура в течение года меняется. Как же живая природа реагирует на понижение температуры, наступающий холод? Кто как готовится к холодам? Почти все растения, переходя в состояние покоя, предварительно сбрасывают листву; - некоторые животные и многие насекомые впадают в спячку; у многих зимующих животных и птиц меняется качество меха, появляется подпушек. А как же люди защищаются от холода? Какие предметы они изобрели себе в помощь?
Воспитатель показывает второй знак, который обозначает свет.
Для живого мира большое значение имеет количество получаемого света. Это хорошо видно на примере растений. Одни из них любят много света. Это - светолюбивые растения. Они растут на открытых местах, хорошо освещенных солнцем. Если эти растения лишены необходимого количества света, то они страдают (чахнут, слабо развиваются, теряют цвет листьев, не могут зацвести и пр.) и даже погибают.
Огромную роль в жизни всего живого играет продолжительность воздействия света, то есть, сколько времени растения, животные и люди проводят при свете, а сколько - без него. Мы с вами уже знаем, что бывает день, а бывает ночь. Почему днем светло, а ночью темно? Днем Солнце появляется в небе и несет с собой свет. Ночью Солнце заходит, и уносит свой свет. О том, что живой мир реагируют на это, мы с вами можем убедиться: на примере жизни человека. Что люди делают ночью? (Спят). Что они делают днем? (Работают, занимаются, гуляют, играют, питаются и пр.). Вот сколько дел мы можем переделать при свете, а без света только одно (правда, очень важное) - выспаться. Значит, люди более активны при свете, и менее активны без него. На примере жизни растений. Растения, как и люди, очень активны при свете; они любят его. Без света им плохо. И есть такие растения, которые всем наглядно показывают свое плохое отношение к темноте (отсутствию света). Например: одуванчики. Еще только солнце начинает заходить, а они уже закрыли свои желтые головки-цветки. А с первыми лучами солнца, с радостью раскрываются и нежатся в его лучах. Одуванчики закрываются, даже если тучи закрывают им солнце. На примере жизни животных. Мы уже с вами знаем, что есть животные, которые ведут активный образ жизни только во время светового дня (пока светит солнце) и уходят на покой ночью. Например, многие насекомые, наши любимые яркие бабочки. Есть животные, которые самую большую активность проявляют только с наступлением ночи. Например: хищные звери ночью выходят на охоту, а днем предпочитают отдыхать и нежиться в лучах солнца. Даже среди бабочек есть дневные и ночные. Дневные бабочки очень яркие, а у ночных - совсем скромный наряд. (Показ картинок). Вы, конечно, замечали, что продолжительность дня и ночи в разные времена года тоже разная. В какое время года наблюдаются самые длинные дни и самые короткие ночи? В какое время года самые длинные ночи и короткие дни? А что происходит осенью и весной? (Осенью день заметно убавляется, а ночное время увеличивается. Весной - наоборот). Какое сейчас время года? Какой месяц весны? Что вы можете сказать о длительности дня и ночи в апреле? Как же живой мир реагирует на сезонную смену продолжительности дня и ночи? В жизни растений и животных длительность дня (света) - это сигнал, который о многом рассказывает им. День прибавляется, значит, наступает весна, идет тепло. И все живое принимается за свои дела. Например, растения постепенно просыпаются, готовятся выпускать листья. А день все длиннее, а значит, Солнце успевает дать больше тепла Земле. Вот и наступила пора выпускать листья. А день еще длиннее, еще теплее. Значит пора цвести. А летом день стал длинным, стало очень тепло. Значит, пора плодам зреть. А животный мир тоже световые сигналы получает и за свои дела принимается. День длиннее, стало теплее. Значит, пора сбрасывать зимний мех, новым, легким обзаводиться; а еще гнезда построить или старые жилища привести в порядок. С увеличением дня, а значит и тепла, многие птицы откладывают в гнездах яйца, у зверей появляются детеныши. А у насекомых дел особенно много. Им все надо успеть, пока дни длинные стоят. Но вот день начал убавляться, значит, тепла становится все меньше. Идет осень, идет холод. Короткий день - снова сигнал всему живому. Для растений - пора сбрасывать плоды, а затем и листья; готовится к покою. Для птиц - пора улетать или отращивать зимний подпушек. Для насекомых - готовься к покою. Для зверей: кому жир накапливать, да спать ложиться; кому запасы собирать, да мех снова менять легкий на теплый. Вот так продолжительность света в разные времена года, в разные части суток помогает всему живому спокойно жить.
Физкультминутка (под песню «Солнышко лучистое).
Следующий условный знак обозначает воду.
Воспитатель: Без чего ещё не может существовать всё живое? (без воды).
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (воды)
Прежде всего, вода является частью питания. Что произойдет с растением, если его не поливать? (Растение погибнет.) То же самое может произойти с любым живым созданием (и с животными, и даже с человеком).
Воды на Земле много. Это хорошо видно, если посмотреть на глобус. А сколько воды течет под землей! Но вода на Земле представлена в разном виде, разного качества. Так, например, вода бывает соленой и пресной. Где можно встретить соленую воду? (Моря, океаны.) А где пресную? (Реки, родники, ключи и пр.) Все, что мы сейчас перечисляли, - это жидкое состояние воды. А какие еще состояния воды вы знаете? (Лед, снег, пар и пр.) Огромное количество воды (причем пресной) хранится на Земле в виде ледников. Есть ли жизнь в воде? Конечно, есть. Огромное количество растений и животных приспособились к жизни в воде. На Земле есть места суши, где практически нет воды. Например, в пустынях. Конечно, живой мир в таких местах малочислен. Можно часами идти по песчаной пустыне и не встретить ни одного животного, ни одного растения. Однако это не означает, что в пустынях нет жизни. Просто растения и животные приспособились к жизни в таких условиях. И, прежде всего к очень ограниченному количеству воды.
Например, очень хорошо приспособились растения (длинный корень, запасы воды в стеблях и листьях у кактусов и молочаев, отсутствие листьев у саксаула). Неплохо приспособились животные: грызуны, пресмыкающиеся, членистоногие извлекают воду из пищи; верблюды извлекают воду из жира, накопленного в горбу; если становится невыносимо жарко, то многие животные (грызуны, черепахи) впадают в спячку, которая может продолжаться несколько месяцев.
Последний условный знак – загрязнение окружающей среды.
Много – много лет люди брали у природы всё, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко : изчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озёра и реки, и даже целое море – Аральское. Природе плохо и ей надо помочь. Леса. Луга, реки, озёра – это наш общий дом, а животные и растения – наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растёт нужно относиться бережно.
1. Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет
Фабрик и заводов смог.
В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче
Море дивное Арал.
2. Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Если все люди будут относиться хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека ещё много – много веков.
Предложить детям посмотреть презентацию «Жила – была речка». После просмотра сделать с детьми поделки из бумаги - оригами «рыбку» и заселить чистую речку новыми обитателями.
Итог занятия.