Татьяна Агеева
Конспект НОД по экологии «Полезные ископаемые Урала» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии : «Полезные ископаемые Урала»
Подготовительная к школе группа.
Программное содержание:
1. Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Урал - наш край родной
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.
3. Развивать сенсорно-эстетическое восприятие (всматриваться, любоваться, активизируя наглядно-действенные способы познания детьми предметов; Развивать наблюдательность и познавательную активность.
Материалы:
Карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор, Книга М. М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы», коллекция материалов и камней, фиточай, изделия из камней, металла, сувениры, магнит, 2 столика, магнитная доска, условные знаки полезных ископаемых, карточки со словами, обозначающих предмет.
Предварительная работа:
Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;
Ход занятия:
Орг. момент: Воспитатель вместе с детьми входит в зал, подходит к карте России.
В. : Ребята, посмотрите какая красивая картина. И зеленые лужайки, и голубые полоски, и желтый песочек.
Д. : Это карта.
В. : А что такое карта? /ответы детей/.
Карта – это условное изображение земли на плоскости, на бумаге. /Изображение рек, гор, лесов и т. д. /.
Перед нами карта России – наша страна огромная, удивительно разнообразная природой. Суровая красота арктических побережий сменяется живописными лесами, по равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты снегами. Более ста лет назад русский поэт Иван Никитин в стихотворении «Русь», сказал:
Это ты, моя
Русь державная,
Моя Родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По Лицу Земли
В красе царственной
Развернулася.
Наша родина не только очень красивая, но и очень богата различными полезными ископаемыми. А вы знаете, что это такое? /Ответы детей/. Полезные ископаемые - это образование земной коры, они бывают очень разные, люди их используют в хозяйственной деятельности.
А какие вы знаете полезные ископаемые? /Ответы детей/.
А как вы думаете, на какие большие группы их можно разделить? /Ответы детей/.
Твердые (руды, уголь, мрамор, гранит, соль).
Жидкие (нефть, минеральная вода).
Газовые (Горючие газы, метан, пропан, гелий).
Вывод: Теперь вы точно знаете, что такое полезные ископаемые. А хотите ли вы узнать какой край в России самый богатый полезными ископаемыми? А отправиться на поиски полезных ископаемых, хотите?
Тогда возьмитесь за руки и в путь!
(Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу.
Подходят к стенду с пейзажами Уральских гор. Открывают глаза, перед ними первый воспитатель в русском костюме)
(знакомит детей с красивым, богатым краем)
Хозяйка Медной Горы:
Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали ко мне в гости. Вы на Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Я – Хозяйка медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они издавна считаются границей между Европой и Азией. Горы Урала не высокие, но недра необыкновенно богатые.
А хотите заглянуть в недра моих гор? Я вас познакомлю с некоторыми своими богатствами.
(Дети подходят к столу, где есть коллекция полезных ископаемых, рассматривают, знакомятся)
Каменный уголь – это горная порода, залегает пластами, мощность (толщина) до нескольких метров. Уголь – один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений. По цвету - он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится. /Дети рассматривают/.
Ребята, а вы помните, кто однажды в старину увлекся добычей угля и решил не пробовать другие ремесла?
Ответы детей: - Тихома, из сказки Павла Бажова «Живинка в деле».
Железные руды – природное минеральное скопление, содержащее железо. Встречается в горных породах в виде твердых скоплений, пластин. Этот минерал от красно-бурого до черного цвета. Руду перерабатывают и получают железо. В огромных доменных печах выплавляют метал из руды. При высокой температуре, железо расплавляется, и люди заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда и т. д. /показ на картинке доменной печи/. Железо обладает одним, очень интересным свойством – оно притягивается магнитом (другим минералом).
Опыт: Притягивание деталей магнитом: шуруп, ножницы, медная пластина, пружина, алюминиевая болванка и др.
Цель: Проверить, какие детали изготовлены из железной руды, а какие из других руд.
Вывод: Не все предметы притягиваются магнитом, значит, они изготовлены из других руд, не обладающие этим свойством.
Х. : Ребята, вы уже много узнали о железной руде, ее свойства, а теперь давайте немного поиграем и проверим, что вы запомнили.
Игра «Я – магнит».
Цель: Учить выбирать предметы, изготовленные из железа.
Игровое правило: Необходимо найти карточку со словом, которое обозначает предмет, изготовленный из железа. /Гвоздь, газета, машина, ножик, трактор, ножницы, телефон, вилка, кукла, платок/.
(После игры дети подходят к столу и Хозяйка Медной горы
продолжает их знакомить с полезными ископаемыми)
Мрамор – кристаллическая горная порода, очень прочный камень, бывает различного цвета: красный, серый, белый. Применяется как отделочный материал при строительстве различный зданий, станций метро. Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, памятники которые украшают наши города. /Показ на картинке зданий, скульптур/.
Х. : Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней.
Самоцветы – минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, их них делают различные украшения.
Х. : А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела? Кто трудился над малахитовой шкатулкой? А вы хотите ее увидеть? /Показ изделий/.
Посмотрите, какая красивая картина, сделана она из камней. Ее рамка зеленый мрамор, листья на березе из горного хрусталя и родонита, вода в реке из флюорита, а ветви сосны из очень красивого малахита.
Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал всеми своими гранями, показал свою красоту.
Посмотрите, как картина блестит, переливается. /Дать картину детям подержать в руках, рассмотреть/.
Х. : Ребята, а вы знаете, что Урал богат не только своими горными кладовыми, но и своей культурой. В старину проводились различные обряды, один из них: «Как девица, выбирала добра молодца». Может, кто то из вас знает этот хоровод?
Все: Милый мой, хоровод /2 раза/
Стой, не расходись /2 раза/
Девица: Уж я пела, да плясала /2 раза/
Хоровод водила, венок обронила.
Все: Родный батюшка идет /2 раза/
Венок не несет /2 раза/
Родна матушка идет /2 раза/
Венок не несет /2 раза/
Добрый молодец идет /2 раза/
Он несет венок.
Ребенок: Спасибо, Хозяйка Медной горы, но нам в путь нужно отправляться.
Х. : Какие вы молодцы ребята! Спасибо вам, что внимательно слушали меня. Но прежде чем вы уйдете, я вам угощу чаем, но чаем не простым, а с лечебными травами, вкусными, полезными, ароматными. Их у меня на Урале очень много. Есть у меня в одном селенье бабушка одна, она у нас «за место лекаря, по большой славе. Силу в травах знают…» П. Бажов.
А кто-нибудь из вас слышал о ней? Как ее зовут? /Вихориха/.
Чаепитие.
(Хозяйка медной горы прощается с детьми, дарит им картину)
Х. : Пусть эта картина будет у вас на память о нашей встрече, любуйтесь красотой уральских самоцветов, работой каменных дел мастеров и вспоминайте Урал. У меня есть еще много полезных ископаемых, о которых я хотела бы вам рассказать. Поэтому надеюсь, что мы еще увидимся с вами.
А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и в путь.
(Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу, подходят к карте)
Итог занятия:
В. : Вот и закончилось ваше путешествие. Понравилось ли вам оно? У кого гостили? Что видели? Что нового узнали? /Ответы детей/.
(По ответам детей воспитатель условными знаками обозначает полезные ископаемые на карте : уголь, железная руда, гранит, мрамор)
В. : Посмотрите, сколько на карте знаков, а что это значит? /Ответы детей/.
Урал – один из самых богатых краев России. Побывав там невозможно не влюбиться в красоту этого края. Надеюсь, что вам тоже посчастливится побывать там, и увидеть все своими глазами.