Татьяна Савельева
Конспект НОД по восприятию художественной литературы в старшей группе «Как выбирать друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
(технология продуктивного чтения)
Конспект НОД по восприятию художественной литературы в старшей группе. Тема: «Как выбирать друзей» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания
(на основе произведения Г. Цыферова «Про друзей»).
Цель: понимание смысла и эмоциональной окраски текста.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по восприятию художественной литературы в старшей группе „Как выбирать друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
• Способствовать пониманию и осмысливанию детьми основного содержания, идеи текста произведения и эмоционально переживать прослушанное.
• побуждать к рассуждению, как нужно выбирать себе друзей и определить качества, необходимые для дружбы.
Развивающие:
• развивать связную речь, воображение, творческую активность, наблюдательность, мышление, крупную и мелкую моторику.
• Содействовать развитию самостоятельности при выполнении заданий.
Воспитательные :
• Формировать у детей этические представления о дружбе, толерантное отношение воспитанников группы друг к другу.
• Определить понятия «друг», «дружба».
Оборудование: посылка с логотипом «Почта России», книга Г. Цыферова, самодельная заготовка книги с чёрно-белыми иллюстрациями, портрет Г. Цыферова, схема движения, картинки сказочных героев, фотографии детей группы, цветные ленточки, повязки для сна по 1 на каждую пару детей,
Ход занятия.
Мотивационный этап
Дети, а что это такое здесь лежит? (предположения детей) (обратить внимание на посторонний предмет на столе - коробка с логотипом «Почта России», если дети её не замечают) заранее положить, пока дети играют).
Это вы принесли? И я не приносила! Какая подозрительная коробка?
Можем мы её брать прямо сейчас?
(нет, посторонние предметы брать нельзя)
Вы хотите посмотреть, что в коробке? И я очень хочу!
Воспитатель подходит, тут что-то нарисовано. Поможете догадаться, что нам нужно сделать?
( на коробке схема: слепой человек с поводырём, стрелка, дорожка из кубиков.)
Дети рассматривают, предполагают что нужно сделать.)
Можно я сначала сама посмотрю? (педагог подходит и смотрит на предмет)
Игра «Слепой и поводырь».
Кто самый смелый? Завязываем глаза.
Ты сможешь пройти один с завязанными глазами и не задеть кубики?
Кого позовёшь на помощь? Почему ты выбрал ….? (потому что он мой друг, я доверяю другу)
А здесь ещё что- то написано (педагог читает)
Возьмитесь за руки, друзья,
И скажите: «Ты да я –
Чтоб посылку вам открыть
Нужно крепко всем … (дружить).
Теперь мы можем посмотреть, что в посылке?
Открывайте посылку?
Дети, что там?
Ориентировочный этап
Работа с детьми по теме до чтения
(дети достают книги, воспитатель удивляется) Дети рассматривают две разные книги. Сравнивают.
-Какие они разные - одна красочная, другая чёрно- белая, необычная, с одним текстом на каждой странице, прошитая ленточкой.
И что мы с вами будем делать с книгами? (почитаем)
О чем мы будем сегодня читать? (о дружбе)
Как вы догадались?
Проходите, рассаживайтесь на стулья, как вы хотите сегодня разместиться?
(мальчик с девочкой, кто с кем дружит)
А как мы узнаем, какой рассказ о дружбе, здесь очень много произведений?
Все сразу мы не успеем прочитать! (по названию)
Помогите мне, я буду читать названия, а вы попробуйте по названию определить.
Одинокий ослик
Как отдыхал подъёмный кран
Телёнок
Паровозик чу-чу
Мои друзья
Сладкий домик
Садитесь по удобнее и внимательно слушайте.
Исполнительский этап
Работа с детьми во время чтения.
Чтение текста.
Друзей у цыплёнка было мало (Интересно, почему только один? Вопрос не предполагает ответа на него.)
Всего один.
Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый — значит, друг. Если серый — нет. Если бурый — тоже нет.
Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.
— Так это ты, мой жёлтый дружок? — сказал цыплёнок.
— Да, это я, — проворчала гусеница, — жёлтый дружок.
— А что ты тут делаешь?
— Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.
— А зачем?
— Не догадываешься?
Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу. Динь-динь-динь-динь — так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.
— Неужели им больше нечего сказать? — засмеялся цыплёнок.
Дети встают в круг.
- Ребята, мы сейчас поиграем в игру, если ответите на вопрос, и все согласны с отвечающим, значит хлопаем в ладоши, а если не согласны – топаем ногами, в этом случае дополняете, поправляете, и только потом хлопаете.
- О чём эта сказка? (о дружбе) (Вывешивается картинка) -Как цыплёнок выбирал себе друзей? Кто расскажет?
- Кто стал другом цыплёнка? Почему? Согласен ли ты с ним?
-Кто мог бы стать другом цыплёнку? Посмотрите на картинку. (работа по картинке).
- Могут дружить цыплёнок и щенок? А котёнок?
- Предложите, как они могут играть? В какие игры?
- А как нужно выбирать друзей? Как цыплёнок? А как? (по качествам, поступкам, интересам….)
А кто ещё дружит в сказке? (Колокольчики, гусеница)
Ребята, а можно дружить на расстоянии, когда друзья далеко друг от друга?
Расскажите, как это можно сделать?
Как вы думаете, о чём ещё могут поговорить колокольчики?
Работа с детьми после чтения
Игровое упражнение «Найди себе пару»
- Ребята, вы любите сказки, мультфильмы? Как вы думаете, герои мультфильмов могут дружить? Помните, кто с кем дружит?
Из конверта достаньте по 1 картинке с разными героями сказок.
встаньте рядом. (В конверте не хватает 1 пары картинок) 2 участника остаются без пары. Им задаё тся вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?».
Физкультминутка
Танец под музыку «Дружба»
Пары картинок «Кто с кем дружит?
1. Крош и Ёжик
2. Вини Пух и (Пятачок).
3. Малыш и (Карлсон).
4. Буратино и (Мальвина).
5. Крокодил Гена и (Чебурашка).
6. Дядя Федор и (Матроскин, Шарик)
Воспитатель : Ребята, у меня здесь затерялись ещё картинки, дети находят пару и встают рядом.
- Что нужно сделать, чтобы таких ситуаций в жизни нашей группы не было? -- Как сделать так, чтобы ребята не чувствовали себя одинокими? (Ответы детей)
Дети, а вы дружная группа? Не дерётесь, не ссоритесь? Никогда – никогда? Точно?
Покажете, какие вы дружные?
Игра «Кто твой друг и почему, назови его качества»
(Дети встают вокруг стола) на столе разложены фото детей группы обратной стороной, подписанные для педагога, можно на экране)
Дети по очереди называют своего друга, почему с ним дружат (называйте качества вашего друга, почему вы с ним дружите.
Фото переворачивается, и дети соединяют их разноцветными ленточками.
Сколько вы мне сегодня интересного рассказали.
Настоящий друг – это веселый, надежный, ответственный, честный человек.
Если у друзей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры,
если они добры и отзывчивы, то их дружба бывает настоящей, крепкой и долгой. С такими детьми весело и интересно проводить время.
- Ребята, а вы не забыли, как цыплёнок выбирал себе друзей?
Напомните мне, как называлась сказка?
Эту книгу «Про друзей» написал детский писатель Геннадий Михайлович
Цыферов. (Вывешивается его портрет или демонстрируется на экран).
-Вы таким его себе представляли?
-Почему я сказала детский писатель?
Как вы думаете, каким он был человеком? Какой человек может написать такую сказку?
У него были друзья? Кто мог быть его друзьями?
Да, он, когда был молодым, работал воспитателем и преподавал литературу, а потом писал сказки в детские журналы, работал сценаристом в мультипликации. Вы знаете, кто такой сценарист? По его произведениям создано много детских мультфильмов, которые вы все до сих пор любите и смотрите: «Паровозик из Ромашково», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим».
Рефлексивный
Вы так сегодня старались, я очень вами довольна.
Вам понравилось сегодня на занятии?
Как же нужно выбирать себе друзей?
Чтобы стать моим другом, нужно быть….
Перспективный
Кому можно рассказать услышанную сегодня сказку «Про друзей»?
Ребята, я совсем забыла. Вы помните, ребята, что книга, которую мы с вами сегодня читали, совсем не красочная. Куда мы её поставим? (полку в книжном уголке)
Как быть, что же нам сделать, чтобы картинки в ней стали яркими, привлекательными.
Вы хотите мне помочь, и в свободное время раскрасить, нарисовать иллюстрации в книге «Про друзей», и кто будет принимать участие мы обязательно напишем на странице ваши имена, иллюстрации: Артёма, Миши, Маши и т. д.
Книги помещаются на полку, а чёрно- белые страницы в уголок изодеятельности.
(Дети в самостоятельной деятельности иллюстрируют страницы книжки-самоделки).
Воспитатель вписывает все имена детей, принимавших участие)