Светлана Борисенко
Конспект НОД по восприятию художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки С. Сахарнова «Как крабик дом искал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по восприятию художественной литературы для детей старшей группы
Воспитатель Борисенко С. А.
«Чтение сказки С. Сахарнова «Как Крабик дом искал»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
Конспект НОД по восприятию художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) по лексической теме
«Водный мир» (5-6 лет)
1. Общие сведения
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Название НОД: восприятие художественной литературы.
Тема: «Чтение сказки С. Сахарнова «Как Крабик дом искал»
Цель: познакомить детей с литературным произведением, его героями.
2. Задачи
Коррекционно-образовательные:
познакомить детей с обитателями морских глубин, их повадками, образом жизни через литературное произведение;
закреплять умение узнавать морских жителей по описанию (загадки).
Коррекционно – развивающие:
развивать связную речь (употребление сложноподчиненных предложений,
совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов,
развивать зрительное внимание.
Коррекционно – воспитательные : воспитывать интерес к литературным произведениям, к жизни морских обитателей, воспитывать уважение к старшим.
Словарь: краб, бычок, осетр, акула катран, скат- морская лисица, летучая рыба, морская черепаха, морской конек и т. д.
Оборудование:
демонстрационный материал –презентация с заданиями и картинками, сундучок с фигурками героев сказки, доска с оформлением подводного пейзажа.
3. План НОД.
Оргмомент. Воспитатель : Дети, посмотрите вокруг, что вы видите?
Дети: Морскую звезду, раковины, кораллы, медуз, рыбок и т. д.
Воспитатель : Как вы думаете, почему это все появилось у нас? (возможные ответы детей) Правильно, мы с вами отправляемся в морское путешествие. (приглашаю детей сесть на стульчики)
3.1. Морские загадки
Воспитатель : Я вам предлагаю вспомнить морских жителей и отгадать про них загадки.
Вся прозрачная без груза
Мягко плавает (медуза) – 1 слайд
Эти темные иголки
У него тверды и колки. (морской еж) – 2 слайд
Передние ласты и задние лапы,
Есть панцирь овальный, подобие шляпы. (морская черепаха) – 3 слайд
Обхватив хвостом травинку,
Не за край, за серединку.
На коралловый пенек
Хочет сесть в воде (конек) – 4 слайд
Он живет на дне морском,
Носит панцирь крепкий он,
Сам подобен пауку,
Ходит боком по песку.
Что ни повстречает,
Клешнями он хватает. (краб) – 5 слайд
Воспитатель : Вы быстро и правильно отгадали загадки молодцы! Последняя загадка была про краба. Как раз про него я вам прочитаю историю. Она называется «Как Крабик дом искал». Приглашаю детей устроиться на коврике. – слайд 6
3.2. Чтение сказки С. Сахарнова «Как Крабик дом искал»
Воспитатель : Я вам буду читать историю и знакомить с ее героями – морскими жителями. А в этом мне поможет сказочный сундучок, где они спрятались. (Во время чтения показываю фигурки героев и прикрепляю их на доску.) Вот мы и прочитали историю. Как вы думаете, какой это жанр: сказка, рассказ или быль? (возможные ответы детей) Почему вы так решили?
Дети: Это сказка, потому что в ней все герои как люди разговаривают, а это волшебство. Волшебство бывает в сказках.
Воспитатель : Скажите, а кто главный герой сказки?
Дети: Главный герой сказки – крабик.
Воспитатель : Дети, вспомните как автор называл крабика, почему?
Дети: Писатель называл его крабишка, ведь он был маленький, глупенький и не слушался бычка-старичка, грубил ему. Надо быть вежливым со старшими.
3.3. Упражнение «Летучая рыба». (физминутка)
Воспитатель : В море живет много разных удивительных животных, например, летучие рыбы. Давайте вспомним упражнение «Летучая рыба» - слайд 7.
Дети:
Я прыгучая, я летучая, (Двигаются поскоками по кругу.)
Улетела бы за тучу я. (Поскоки со взмахами рук.)
Да соскучилась бы вскоре (Двигаются по кругу, изображая плавание.)
До того люблю я море.
(И. Демьянов)
3.4. Беседа по сказке.
Воспитатель : Как называется сказка, которую я вам прочитала?
Дети: Сказка называется «Как крабик дом искал».
Воспитатель : Какой же дом он искал сначала?
Дети: Крабик искал светлый, просторный и мягкий дом.
Воспитатель : Какой дом он нашел себе в конце концов?
Дети: Он нашел себе темный, тесный и жесткий дом.
Воспитатель : Почему?
Дети: Крабик понял, что дом должен быть безопасным.
Воспитатель : Почему дом должен быть безопасным?
Дети: Дом должен быть безопасным, потому что у маленького краба много врагов.
Воспитатель : Кто встретился крабику в сказке?
Дети: Крабику встретились рыба – бычок, осетр, акула катран и скат – морская лисица.
Воспитатель : Кто был ему опасным врагом, почему?
Дети: Осетр, акула и скат были опасными для крабика, потому что хотели его съесть.
Воспитатель : Кто откусил крабишке клешню?
Дети: Морская лисица откусила крабишке клешню.
Воспитатель : Кого крабишка не хотел слушать. Почему?
Дети: Крабишка не слушал бычка-старичка, потому что не понимал какой дом лучше, он был молодой и глупый, а бычок старый и мудрый.
Воспитатель : В какой дом вернулся крабик, почему?
Дети: Крабик вернулся в свой старый домик тесный, темный и жесткий, потому что в этом домике его не достанет никакой враг.
Воспитатель : Правильно. А теперь давайте представим, что мы с вами оказались на морском дне.
3.5. Игра «На дне морском».
Воспитатель : Вы хорошо слушали сказку, и морские жители хотели бы с вами поиграть. Они спрашивают вас, где они находятся.
Воспитатель открывает игру. – слайд 8. На экране морской пейзаж, представляющий морское дно, изображения морских животных: медузы, ската, морского конька, черепахи, морской звезды, краба.
Воспитатель : Где находится морской конек?
Дети: Морской конек находится между раковин.
Воспитатель : Где плывет медуза?
Дети: Медуза плывет над черепахой.
Воспитатель : Где сидит краб?
Дети: Краб сидит на камне.
Воспитатель : Где лежит морская звезда?
Дети: Морская звезда лежит на песке (около раковины).
Воспитатель : За кем плывет скат?
Дети: Скат плывет за черепахой.
Организация окончания занятия.
Воспитатель : Вот и подошло к концу наше морское путешествие. Чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы читали сказку про крабика, играли в игру «На дне морском», делали упражнение «Летучая рыба», отгадывали загадки.
Воспитатель : С кем мы сегодня познакомились во время морского путешествия? (ответы детей) Как их называют одним словом.
Дети: Морские обитатели.
Воспитатель : Вы все очень хорошо занимались сегодня. Дома расскажите нашу сказку маме и папе, бабушке и дедушке, потом вместе с ними постарайтесь сделать аппликацию к сказке для выставки. А теперь посмотрите, какой сюрприз ждет вас в самой большой морской раковине. (Дети подбегают к морской раковине, в которую насыпаны конфеты «Морские камешки»). Сейчас вы помоете руки, скушаете яблоко и угоститесь конфетами, а сначала давайте угостим наших гостей.