Светлана Коротких
Конспект НОД по ТРИЗ в группе «Надсистемы и подсистемы объекта»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА НОД : «НАДСИСТЕМЫ И ПОДСИСТЕМЫ ОБЪЕКТА»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формировать понимание относительности размера (противоречие в размерах); систематизировать знания детей о размерах животных ; дать представление и обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. Развивать логическое мышление детей путем разрешения проблемной ситуации. ОБОРУДОВАНИЕ: «системный лифт», предметные картинки зверей, игрушки, наборы карточек, клей.
Публикация «Конспект НОД по ТРИЗ в группе „Надсистемы и подсистемы объекта“» размещена в разделах
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель в произвольном порядке выкладывает картинки с животными. Ребята, назовите зверей. Где живут слон и бегемот? (в Африке) Где в нашем городе можно встретить африканских зверей? (в зоопарке, в цирке) Где живут волк, заяц и еж? Кто из зверей, живущих в нашей стране, впадает в спячку? Д/ И: «Расставь зверей по росту» (слон, бегемот, волк, заяц, еж). Ребята, нужно расставить животных по росту, начиная с самого маленького. Обсуждение каждой карточки :Бегемот- большой или маленький? Для кого большой? Для кого маленький? Волк… Заяц…
Проблемная ситуация. Сегодня на занятии мы с вами будем кататься на лифте. Но вначале попробуйте ответить на вопрос: «У меня есть друг Слоненок. Он живет в многоэтажном доме с лифтом, но никогда лифтом не пользовался, почему? «В процессе обсуждения дети высказывают различные варианты («слишком тяжелый», «не помещается», «боится сломать лифт» и др); контрольный ответ: «он живет на первом этаже»
РАБОТА С» СИСТЕМНЫМ ЛИФТОМ» Воспитатель показывает схему дома и комментирует ее: -Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, а разные предметы. На втором этаже живут они сами. Например: цветок. На первом (нижнем) этаже живут отдельные части этих предметов. Например, из каких частей состоит цветок- соответственно показывает (листик, лепесток, стебелек, корень).А комнаты на третьем этаже- это места, в которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть цветок (на клумбе, на поляне, в букете) Три этажа: места-предметы-части. А быстро двигаться по этажам поможет лифт.
Нашим лифтом мы будем пользоваться очень часто, и ездить нам придется по всем трем этажам. Воспитатель предлагает покатать на лифте грибок, флажок, торт. Посмотрите, на втором этаже этого домика живет грибок (помещаю изображение на схему). Что будет находиться на первом этаже? (части гриба- ножка, шляпка) А что будет на третьем этаже, где может быть грибок? (на поляне, в корзине).
П/ И: «Вперед-назад» Дети становятся в одну линию и закрывают глаза, Воспитатель дает команды» Вперед!», «Назад!», указывая количество шагов. По окончании игры дети открывают глаза и смотрят, насколько согласованно они действовали (сохранилась ли линия)
Работа с «системным лифтом» Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться. Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место - предмет-часть (надсистема, система,подсистема) НАБОРЫ КАРТОЧЕК рукав,платье, манжеты; клюв,птица, голова; дерево,лист, ветка; комната, дом, улица; буква, страница, книга; спица, колесо, велосипед; начинка, конфета, коробка Продуктивная деятельность : «системный лифт».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.