Елена Герасименко
«Удивительная страна сказок». Конспект НОД по составлению сказочных загадок в виде игры «Да-нет-ки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях.
Для развития у своих детей творческого мышления, способности к разгадыванию и сочинению сказочных загадок, способности нестандартно смотреть на окружающий мир, я выбрала русские народные сказки, которые учат детей добру, любви, из которых дети черпают множество удивительных познаний.
Публикация «„Удивительная страна сказок“, Конспект НОД по составлению сказочных загадок в виде игры „Да-нет-ки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
В основу работы взята методика, предложенная Т. А. Сидорчук, разработанная для обучения дошкольников умения решать творческие задачи.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип активности;
• Принцип доступности;
• Принцип непрерывности;
• Принцип психологической комфортности.
Цель занятия: активизация познавательной и творческой деятельности через разгадывание и сочинению сказочных загадок.
Задачи:
• Формировать умение у детей кодировать основную идею сказки в одном предложении;
• Активизировать речевую деятельность детей разнообразными способами и методами;
• Создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность;
• Продолжать учить детей оригинально воспроизводить содержание сказок, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации;
• Развивать творческое и логическое мышление воображение, внимание;
• Воспитывать у детей уверенность в своем успехе, чувство доброты и отзывчивости.
• Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: игровой, словесно – логический, частично – поисковый, проблемный, прием эмоциональной заинтересованности.
• По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через образовательные области: познание, коммуникация, музыка, художественная литература.
• На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена разнообразных видов деятельности, что позволяет поддерживать высокую активность детей и положительный эмоциональный настрой. В процессе всего занятия осуществляется индивидуализация развития детей (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, объяснение). В течение хода работы создаются все условия для того, чтобы каждый ребенок проявил себя и достиг результата.
• Занятие составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и учебным планом.
• Данное занятие представляет интерес для педагогов ДОУ, психологов. Материал конспекта занятия доступен любому практику.
•
•
• Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, социализация, художественная литература
• Программные задачи:
• - Формировать умение у детей кодировать основную идею сказки в одном предложении;
• - Активизировать речевую деятельность детей разнообразными способами и методами;
• - Создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность;
• - Продолжать учить детей оригинально воспроизводить содержание сказок, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации;
• - Развивать творческое и логическое мышление воображение, внимание;
• - Воспитывать у детей уверенность в своем успехе, чувство доброты и отзывчивости.
• Словарная работа: сказочная страна, волшебное блюдце; добрые дела, друг.
•
• Предварительная работа: обучению детей составлению загадок путем кодирования, чтение сказок, беседы, решение проблемных ситуаций в сказках, инсценирование сказок; игры Цепочка слов», «На что похоже», «Выведение следствий», «Путаем сказки» ит. д. Рассматривание иллюстраций к сказкам, работа по схемам, продуктивная работа по сказкам.
•
• Оборудование: сани большого размера (из бумаги, волшебная палочка, колобок- игрушка, дорожка для колобка, «волшебное блюдце», яблоко (муляж, костюм Красной Шапочки, Феи; корзина и пирожками, сказочная почта (почтовый ящик с картинками героев сказок); картинки к сказкам «Репка», «Курочка ряба»; «Книга творчества»; знак с надписями; 4 конверта со схемами к сказкам, аудиозаписи: музыка «В гостях у сказки», песня Красной шапочки.
•
•
• Ход НОД:
• Воспитатель обращается к детям:
• - Ребята прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
• (звучит музыка к программе «В гостях у сказки», въезжает на санях Фея сказок)
• Фея Сказок : Здравствуйте, ребята! Я Фея Сказок
• Я не просто к вам пришла,
• А сказки в гости принесла.
• Дети: здороваются.
• Фея Сказок : Ребята, вы хотите совершить вместе со мной путешествие по волшебной, удивительной стране «Сказка»?
• Дети: Хотим!
• Фея Сказок : Сейчас я прикоснусь волшебной палочкой к каждому из вас, и вы окажитесь в стране Сказок.
• (Фея Сказок касается волшебной палочкой и произносит слова:
• 1, и 2, и,и 8
• В сказку всех мы переносим!
• Фея Сказок : Вот мы и в сказке. Ой, ребята, кто это катится по дорожке? (катится игрушка – колобок)
• Дети: Колобок!
• Фея Сказок : Давайте посмотрим, куда это он катится. Наверное, себе в сказку. Скажите мне, чем заканчивается сказка колобок? (дети отвечают) Как жалко Колобка, и деда с бабой очень огорчились, они его, наверное, искали, ждали! А давайте придумаем другой конец сказки, хороший!
•
• (Дети придумывают другой конец сказки)
• Фея Сказок : Молодцы, ребята, каждый из вас придумал необычный конец к сказке. А скажите, пожалуйста, Колобка съела Лиса, а он превратился в животе у лисы в великана и стал мешать лисе? Что тогда бы произошло?
• Дети: (придумывают предложенный конец)
• Фея Сказок : Ребята, а как по-другому можно назвать сказку «Колобок»?
• Дети: (ответы детей)
• Фея Сказок : Ребята, ну что ж ребята, пойдем дальше, ведь страна Сказок большая.
• ( звучит голос: не спешите, мне помогите, вокруг посмотрите)
• Фея Сказок : Ребята, вы слышали чей-то голос, давайте осмотримся, кто же это говорил? (Фея сказок берет «волшебное блюдце»). Ребята, это волшебное блюдце с волшебным яблочком. Давайте сядем и послушаем что за задание оно нам приготовило (дети вместе с Феей присаживаются на ковер)
• - Ты, яблочко волшебное катись!
• Нам заданье покажись!
• Дети, волшебное блюдце предлагает поиграть в игру «Да - нет - ки»
• -Я загадаю себе сказку, а вы должны её отгадать. На ваши вопросы я буду отвечать только словами «Да», «Нет». Вы должны выяснить, кто или что это, можете спросить какой это был герой, то есть называть его черты характера, что он делал, и то с ним случилось в конце сказки. Ну, что попробуете отгадать. И еще: если вы отгадаете сказку, то тогда вас ждет сюрприз.
• Загадка : «Она заговорила с незнакомцем, и из-за этого пострадала её семья» (Красная Шапочка)
• (Проводится игра «Да-нет-ки», после отгадывания под музыку из сказки появляется Красная Шапочка, напевая песню, она подходит к детям с корзиной в руках)
• Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Вы отгадали загадку про меня, а я вам за это принесла пирожков.
• Фея Сказок и ребята : (благодарят Красную Шапочку) Красная Шапочка, оставайся с нами путешествовать по стране Сказок.
• ( Звучит голос: не забудьте и про меня)
• Фея Сказок : Ребята, это голос сказочной почты, давайте посмотрим, что она нам прислала.
• (Фея достает картинки к сказкам «Курочка Ряба, Репка»)
•
Фея Сказок : Сказочная почта предлагает вам придумать загадки к предложенным сказкам так же, как мы сейчас составляли.
Дети разбиваются по подгруппам и составляют загадки :
- Она выросла и доставила много хлопот своему хозяину;
- Некто принес что-то в дом и из - за этого все обрадовались, а потом расстроились и т. д.
Фея Сказок : (благодарит детей). Все придуманные вами загадки, я запишу в книгу творчества (показывает книгу). Ребята, а можно я вам задам несколько вопросов?
Дети: Можно.
Фея сказок : Проблемные вопросы:
1. Ребята, а если бы не прибежала мышка в сказке, то что бы было?
2. А каким бы образом герои сказки делили репку?
3. Чем, похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?
Фея Сказок : Молодцы, ребята! Ну что в путь! (Подходят к знаку). Дети, мы стоим на перекрестке трех дорог, где есть надписи:
- «Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь своему другу»
- «Направо пойдешь- с другом расстанешься навсегда»
- «Налево пойдешь – красивую игрушку найдешь»
Какую из дорог мы выберем? Почему? Какое доброе дело мы можем сделать для своего друга?
Фея Сказок : Хорошие вы, ребята, умеющие сочувствовать, сопереживать, добрые душой, даже жаль с вами расставаться. И вот последнее задание страны Сказок. Герои сказок мне передали письма, в них заколдованы названия сказок, отгадаете, узнаете, кто передал эти конверты.
Работа по схемам:
«Три медведя»
«Два жадных медвежонка»
«Волк и семеро козлят»
«Цветик - семицветик»
Фея сказок : Ребята, вот наше путешествие подошло к концу, мне приятно было с вами играть, вы хорошо знаете сказки, придумывали необыкновенные истории со сказочными героями, интересные загадки. Возвращаемся в детский сад:
Фея Сказок касается волшебной палочкой и произносит слова:
1, и 2, и,и 8
В детский сад всех мы переносим!
Мы с Красной Шапочкой с вами прощаемся, а вы лакомитесь пирожками.
(Звучит музыка к программе «В гостях у сказки», Фея Сказок и Красная шапочка уходит)