Голощапова Анна
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Нижнетагильские и жостовские подносы»
▼ Скачать + Заказать документы
В перечне видов декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомит дошкольников образовательная программа детского сада, наряду с гжелью, хохломой, дымковской, филимоновской игрушками стоит жостовская роспись на подносе.
Темочки:
- Жостовская роспись, подносы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Корни подносного промысла находятся на Урале, в городе Нижний Тагил, поэтому, наши ребята в рамках включенного в образовательную программу регионального компонента изучают особенности жостовского подноса в сравнении с нижнетагильским.
Они с упоением расписывают силуэты подносов гуашью, составляют самые разные композиции, закрепляют технику двойного мазка урало-сибирской росписи. Ребята подписывают подносы своими именами так, как это делают нижнетагильские мастера.
Участники кружка «Разноцветные ладошки» осваивают технику пластилинографии, используя мотивы жостовских и нижнетагильских подносов.
Предлагаю коллегам конспект НОД подготовительной группы по рисованию
Тема: «Нижнетагильский и жостовский подносы»
(рисование гуашью на силуэтах плотной бумаги, изображающих подносы разной формы)
Реализация образовательных областей ФГОС: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: познакомить с региональным промыслом – урало-сибирской домовой росписью Задачи образовательные:
-закрепить понятие народный промысел, дать понятие: подносный промысел, урало-сибирская роспись по металлу, тагильская роза;
- закрепить технику двойного мазка
- упражнять в умении рисовать тонкие линии концом кисти, регулировать нажим на кисть в зависимости от выбранной формы и размера отпечатка;
-продолжать учить создавать композиции, свойственные декоративному искусству: симметрии от центра и расположению элементов: от большего к меньшему, дополнять композицию мелкими деталями.
Задачи развивающие:
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (воображение, восприятие, мышление)
Задачи воспитательные:
- вызвать желание узнавать и любить историю и культуру родного края;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к предметам искусства, развивать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: нижнетагильские и жостовские подносы, заламинированные элементы жостовской и нижнетагильской росписей для подвижной игры, силуэты подносов из картона черного, зелёного, бордового цветов различной формы на выбор детей, гуашь, кисти щетина плоские №7, кисти круглые №1, вода, салфетки. Записи с русскими народными наигрышами. Схемы с последовательностью рисования элементов урало-сибирской росписи по металлу (маки, ромашки, тагильская роза, незабудки, рябина, листья, травинки). Варианты композиционных построений. Д/и «Составим узор», п/и «Разложи предметы по подносам». Презентация по подносным промыслам с видеоматериалом.
Приё мы: Мотивация – роспись подносов для игры «Приглашаем гостей». Создание композиции из элементов в дидактической игре «Составь узор». Презентация нового материала с учебным видеоматериалом. Фоновая музыка для рисования – русская народная. Физкультминутка в форме подвижной игры «Разложи предметы по подносам», описание приёмов работы, рассказ детей о замысле своей композиции. Создание выставки «Нижнетагильский поднос». Использование подносов в сюжетно-ролевой игре.
Словарь: подносный промысел, роспись по металлу, нижнетагильская роза, композиция.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов быта, украшенных хохломской, городецкой, урало-сибирской росписью. Фотографий. Обучение и закрепление рисования элементов городецкой и хохломской, урало-сибирской росписей на полосе бумаги, силуэтах с изображением предметов быта. Украшение силуэтов подносов в технике пластилинографии.
Рекомендации родителям: Просмотр с детьми фильмов о подносном промысле, нижнетагильском подносе, росписи по металлу. Предлагаем родителям присоединиться к нашему движению мастеров народных промыслов и расписать дома подносы в стиле жостовских или нижнетагильских. Работы принести в детский сад на выставку «Ярмарка мастеров»
Ход НОД
Воспитатель предлагает детям вспомнить разные виды росписи, которые они знают, показывает выставку с предметами народных промыслов, картинки с элементами разных видов росписи.
Дети вспоминают различные виды: хохломская, городецкая, гжель, урало-сибирская росписи. Называют народные промыслы: дымковская, филимоновская игрушки.
Воспитатель спрашивает о том, что расписывали каждым видом росписи. Дети отвечают: хохломской, городецкой, урало-сибирской росписью украшали деревянные изделия, дома. Гжель, дымка, филимоновская росписи – это роспись по глине. Воспитатель показывает подносы и рассказывает о том, что есть ещё роспись по металлу, например на подносе, и придумали такую роспись у нас, на Урале. Сам промысел называется подносным.
Показ презентации сопровождается видеоматериалом.
Подносный промысел - декоративная масляная живопись на металлических подносах, покрытых лаком. Наш край может по праву гордиться тем, что корни этого популярного промысла России находятся на Урале, в городе Нижний Тагил, Свердловской области. Именно Нижний Тагил считается родиной российской росписи по металлу, которая возникла здесь ещё в начале XVIII века, благодаря строительству демидовских металлургических заводов, производству листового железа для военного дела, из отходов которого изготавливалась посуда, в том числе и подносы. Фон - черный, красный, зелёный (сделанный под малахит - уральский колорит).
В украшении Нижнетагильских подносов используется уже знакомая нашим ребятам урало-сибирская роспись по дереву, техника двойного мазка, которой уральцы украшали дома и деревянные предметы быта. Расписывается Тагильский поднос вручную. После росписи поднос, покрывается лаком, сушится в печи. Современные кустарные мастера предпочитают верхнюю сушку (на печи) или на солнце, объясняя тем, что роспись в печи желтеет. Родоначальник тагильской росписи по металлу А. Н. Худояров разработал уникальный по своим свойствам лак, но его рецепт был безвозвратно утерян. Ранние Нижнетагильские подносы были массивны и имели прямоугольную форму. Основными темами были цветочные композиции и жанровые сцены (поднос «Свадьба Петра I», автор Бородин, 1874 г., «Чаепитие»).
В начале XIX в., через 200 лет после возникновения тагильского подносного промысла, начал формироваться Подмосковный центр подносной росписи, известный нам как «Жостовский». Он связан с именем Осипа Филипповича Вишнякова, который основал около 1825 г. в деревне Жостово Троицкой волости Московской губернии (в настоящее время Мытищинский район Московской области) мастерскую по производству табакерок, коробочек и подносов из папье–маше. В середине XIX в. мастера перешли на изготовление железных подносов. Часто подносы использовались не только для подачи угощений на стол, но и для украшения интерьера.
На первый взгляд жостовский и тагильский подносы неотличимы, но у каждого из этих двух видов подносного промысла есть ряд особенностей. Жостовский поднос расписывается классической техникой рисования с созданием цвето-тени путем смешивания красок и наложения их друг на друга. Изображения объёмные, в центре композиции объекты более крупные и яркие, к краям же становятся мельче и темнее.
Уральская роспись довольно ровно покрывает поверхность подноса, в её основе лежит цветовое и тональное соотношение частей, достигающееся в результате применения техники двойного мазка.
Благодаря государственной премии (1977г.) и указу Б. Н. Ельцина с 90-х годов, жостовские подносы вышли на первый план и стали считаться национальным достоянием России. Но уральские нижнетагильские подносы по-прежнему, ни в чем не уступают жестовским. После нескольких лет упадка и забвения, нижнетагильский подносный промысел, как и урало-сибирская роспись по дереву возрождается и продолжает радовать россиян и иностранцев.
После просмотра видео Воспитатель просит детей повторить название промысла (подносный, название росписи (нижнетагильская, жостовская, рассмотреть подносы (из них все нижнетагильские и один жостовский). Предлагает найти лишний, объяснить, почему он лишний, определить жостовский он или нижнетагильский, назвать отличительные особенности. Дети высказываются.
Воспитатель предлагает детям провести эстафету, разделиться на команды и разложить элементы росписей по подносам. Участники одной команды выбирают из перемешанных заламинированных изображений элементы росписи жостовских подносов. По очереди добегают до жостовского подноса, и кладут выбранный элемент на него. Другая команда выбирает элементы росписи нежнетагильских подносов и кладет на нижнетагильский поднос. Так как элементы малоразличимы для дошкольников, то лучше выбрать явно различающиеся элементы, те, что есть на имеющемся в наличие подносе. Например, нижнетагильский поднос с рябиной, а жостовский - с маком и лютиками. По окончании, рассматривают и обсуждают правильность выбора каждого элемента.
Воспитатель предлагает выбрать картонные силуэты подносов по цвет и форме, которые им нравятся, составить из элементов свои композиции.
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что все подносы украшены золотистой окантовкой, которая состоит из разного рода линий и завитушек, дети рассматривают варианты и делают свою окантовку золотистой краской.
Затем дети и воспитатель вспоминают о приёмах работы в технике двойного мазка, и приступают к выполнению росписи на силуэтах под музыкальное сопровождение.
По окончании рисования работы создаётся общая выставочная композиция,
проводится обсуждение, ребята высказываются о своих работах (что удалось, трудно ли было) и работах других (что понравилось и почему).
После высыхания работ и покрытия лаком, они могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх.