Лучший педагог года

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Нижнетагильские и жостовские подносы» (6 фото)

Голощапова Анна
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Нижнетагильские и жостовские подносы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Нижнетагильские и жостовские подносы»

В перечне видов декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомит дошкольников образовательная программа детского сада, наряду с гжелью, хохломой, дымковской, филимоновской игрушками стоит жостовская роспись на подносе.

Публикация «Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе „Нижнетагильские и жостовские подносы“» размещена в разделах

Корни подносного промысла находятся на Урале, в городе Нижний Тагил, поэтому, наши ребята в рамках включенного в образовательную программу регионального компонента изучают особенности жостовского подноса в сравнении с нижнетагильским.

Фото «Нижнетагильские и жостовские подносы»

Они с упоением расписывают силуэты подносов гуашью, составляют самые разные композиции, закрепляют технику двойного мазка урало-сибирской росписи. Ребята подписывают подносы своими именами так, как это делают нижнетагильские мастера.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе - фото

Участники кружка «Разноцветные ладошки» осваивают технику пластилинографии, используя мотивы жостовских и нижнетагильских подносов.

Фото №1 В перечне видов декоративно прикладного искусства с которыми знакомит дошкольников образовательная программа детского сада наряду с гжелью хохломой дымковской филимоновской игрушками стоит

Предлагаю коллегам конспект НОД подготовительной группы по рисованию

Тема: «Нижнетагильский и жостовский подносы»

(рисование гуашью на силуэтах плотной бумаги, изображающих подносы разной формы)

Реализация образовательных областей ФГОС: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: познакомить с региональным промыслом – урало-сибирской домовой росписью Задачи образовательные:

-закрепить понятие народный промысел, дать понятие: подносный промысел, урало-сибирская роспись по металлу, тагильская роза;

- закрепить технику двойного мазка

- упражнять в умении рисовать тонкие линии концом кисти, регулировать нажим на кисть в зависимости от выбранной формы и размера отпечатка;

-продолжать учить создавать композиции, свойственные декоративному искусству: симметрии от центра и расположению элементов: от большего к меньшему, дополнять композицию мелкими деталями.

Задачи развивающие:

- развитие творческих способностей, эстетического вкуса;

- развитие психических процессов (воображение, восприятие, мышление)

Задачи воспитательные:

- вызвать желание узнавать и любить историю и культуру родного края;

- воспитывать бережное, заботливое отношение к предметам искусства, развивать эмоциональную отзывчивость.

Материалы: нижнетагильские и жостовские подносы, заламинированные элементы жостовской и нижнетагильской росписей для подвижной игры, силуэты подносов из картона черного, зелёного, бордового цветов различной формы на выбор детей, гуашь, кисти щетина плоские №7, кисти круглые №1, вода, салфетки. Записи с русскими народными наигрышами. Схемы с последовательностью рисования элементов урало-сибирской росписи по металлу (маки, ромашки, тагильская роза, незабудки, рябина, листья, травинки). Варианты композиционных построений. Д/и «Составим узор», п/и «Разложи предметы по подносам». Презентация по подносным промыслам с видеоматериалом.

Приё мы: Мотивация – роспись подносов для игры «Приглашаем гостей». Создание композиции из элементов в дидактической игре «Составь узор». Презентация нового материала с учебным видеоматериалом. Фоновая музыка для рисования – русская народная. Физкультминутка в форме подвижной игры «Разложи предметы по подносам», описание приёмов работы, рассказ детей о замысле своей композиции. Создание выставки «Нижнетагильский поднос». Использование подносов в сюжетно-ролевой игре.

Словарь: подносный промысел, роспись по металлу, нижнетагильская роза, композиция.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов быта, украшенных хохломской, городецкой, урало-сибирской росписью. Фотографий. Обучение и закрепление рисования элементов городецкой и хохломской, урало-сибирской росписей на полосе бумаги, силуэтах с изображением предметов быта. Украшение силуэтов подносов в технике пластилинографии.

Рекомендации родителям: Просмотр с детьми фильмов о подносном промысле, нижнетагильском подносе, росписи по металлу. Предлагаем родителям присоединиться к нашему движению мастеров народных промыслов и расписать дома подносы в стиле жостовских или нижнетагильских. Работы принести в детский сад на выставку «Ярмарка мастеров»

Ход НОД

Воспитатель предлагает детям вспомнить разные виды росписи, которые они знают, показывает выставку с предметами народных промыслов, картинки с элементами разных видов росписи.

Дети вспоминают различные виды: хохломская, городецкая, гжель, урало-сибирская росписи. Называют народные промыслы: дымковская, филимоновская игрушки.

Воспитатель спрашивает о том, что расписывали каждым видом росписи. Дети отвечают: хохломской, городецкой, урало-сибирской росписью украшали деревянные изделия, дома. Гжель, дымка, филимоновская росписи – это роспись по глине. Воспитатель показывает подносы и рассказывает о том, что есть ещё роспись по металлу, например на подносе, и придумали такую роспись у нас, на Урале. Сам промысел называется подносным.

Показ презентации сопровождается видеоматериалом.

Подносный промысел - декоративная масляная живопись на металлических подносах, покрытых лаком. Наш край может по праву гордиться тем, что корни этого популярного промысла России находятся на Урале, в городе Нижний Тагил, Свердловской области. Именно Нижний Тагил считается родиной российской росписи по металлу, которая возникла здесь ещё в начале XVIII века, благодаря строительству демидовских металлургических заводов, производству листового железа для военного дела, из отходов которого изготавливалась посуда, в том числе и подносы. Фон - черный, красный, зелёный (сделанный под малахит - уральский колорит).

В украшении Нижнетагильских подносов используется уже знакомая нашим ребятам урало-сибирская роспись по дереву, техника двойного мазка, которой уральцы украшали дома и деревянные предметы быта. Расписывается Тагильский поднос вручную. После росписи поднос, покрывается лаком, сушится в печи. Современные кустарные мастера предпочитают верхнюю сушку (на печи) или на солнце, объясняя тем, что роспись в печи желтеет. Родоначальник тагильской росписи по металлу А. Н. Худояров разработал уникальный по своим свойствам лак, но его рецепт был безвозвратно утерян. Ранние Нижнетагильские подносы были массивны и имели прямоугольную форму. Основными темами были цветочные композиции и жанровые сцены (поднос «Свадьба Петра I», автор Бородин, 1874 г., «Чаепитие»).

В начале XIX в., через 200 лет после возникновения тагильского подносного промысла, начал формироваться Подмосковный центр подносной росписи, известный нам как «Жостовский». Он связан с именем Осипа Филипповича Вишнякова, который основал около 1825 г. в деревне Жостово Троицкой волости Московской губернии (в настоящее время Мытищинский район Московской области) мастерскую по производству табакерок, коробочек и подносов из папье–маше. В середине XIX в. мастера перешли на изготовление железных подносов. Часто подносы использовались не только для подачи угощений на стол, но и для украшения интерьера.

На первый взгляд жостовский и тагильский подносы неотличимы, но у каждого из этих двух видов подносного промысла есть ряд особенностей. Жостовский поднос расписывается классической техникой рисования с созданием цвето-тени путем смешивания красок и наложения их друг на друга. Изображения объёмные, в центре композиции объекты более крупные и яркие, к краям же становятся мельче и темнее.

Уральская роспись довольно ровно покрывает поверхность подноса, в её основе лежит цветовое и тональное соотношение частей, достигающееся в результате применения техники двойного мазка.

Благодаря государственной премии (1977г.) и указу Б. Н. Ельцина с 90-х годов, жостовские подносы вышли на первый план и стали считаться национальным достоянием России. Но уральские нижнетагильские подносы по-прежнему, ни в чем не уступают жестовским. После нескольких лет упадка и забвения, нижнетагильский подносный промысел, как и урало-сибирская роспись по дереву возрождается и продолжает радовать россиян и иностранцев.

После просмотра видео Воспитатель просит детей повторить название промысла (подносный, название росписи (нижнетагильская, жостовская, рассмотреть подносы (из них все нижнетагильские и один жостовский). Предлагает найти лишний, объяснить, почему он лишний, определить жостовский он или нижнетагильский, назвать отличительные особенности. Дети высказываются.

Воспитатель предлагает детям провести эстафету, разделиться на команды и разложить элементы росписей по подносам. Участники одной команды выбирают из перемешанных заламинированных изображений элементы росписи жостовских подносов. По очереди добегают до жостовского подноса, и кладут выбранный элемент на него. Другая команда выбирает элементы росписи нежнетагильских подносов и кладет на нижнетагильский поднос. Так как элементы малоразличимы для дошкольников, то лучше выбрать явно различающиеся элементы, те, что есть на имеющемся в наличие подносе. Например, нижнетагильский поднос с рябиной, а жостовский - с маком и лютиками. По окончании, рассматривают и обсуждают правильность выбора каждого элемента.

Воспитатель предлагает выбрать картонные силуэты подносов по цвет и форме, которые им нравятся, составить из элементов свои композиции.

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что все подносы украшены золотистой окантовкой, которая состоит из разного рода линий и завитушек, дети рассматривают варианты и делают свою окантовку золотистой краской.

Затем дети и воспитатель вспоминают о приёмах работы в технике двойного мазка, и приступают к выполнению росписи на силуэтах под музыкальное сопровождение.

По окончании рисования работы создаётся общая выставочная композиция,

Фото №2 Жостовская роспись подносы жостовская роспись на подносе

проводится обсуждение, ребята высказываются о своих работах (что удалось, трудно ли было) и работах других (что понравилось и почему).

Фото №3 Публикация Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе Нижнетагильские и жостовские подносы размещена в разделах Жостовская роспись подносы Конспекты занятий

После высыхания работ и покрытия лаком, они могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх.

Публикации по теме:

Мои впечатления о посещении Музея жостовских подносовМои впечатления о посещении Музея жостовских подносов Жостовская фабрика декоративной росписи - самая известная в России по производству лаковых художественных подносов. В первой публикации.

18 марта — День жостовской росписи на МAAM. Конспект ООД по пластилинографии «Жостовские подносы» в подготовительной группе18 марта — День жостовской росписи на МAAM. Конспект ООД по пластилинографии «Жостовские подносы» в подготовительной группе Конспект ООД по пластилинографии «Жостовские подносы» в подготовительной к школе группе. Тема: «Жостовские подносы» Цель: изготовить подносы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Жостовские цветы»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Жостовские цветы» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Жостовские цветы» Цель: знакомство с жостовской росписью.

Конспект НОД по рисованию «Осенний пейзаж» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Осенний пейзаж» в подготовительной группе Тема: «Осенний пейзаж» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Конспект НОД по рисованию «Салфетка» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Салфетка» в подготовительной группе Тема: «Салфетка» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Моё лето»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Моё лето» Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке свои впечатления о летних каникулах. Располагать рисунок по всей площади бумаги.

Конспект занятия по рисованию «Моя шапка» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Моя шапка» в подготовительной группе Конспект занятия по рисованию «Моя шапка» в подготовительной группе. Цель: Украшение силуэта шапки различными узорами. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Зимний лес»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Зимний лес» Задачи : - обобщить представления детей о зиме; - формировать умение устанавливать связи и закономерности в природе; - формировать умение.

Мастер-класс по аппликации «Жостовские подносы»Мастер-класс по аппликации «Жостовские подносы» Мастер-класс по аппликации «Жостовские подносы» в рамках международного бакалавриата по трансдисциплинарной теме: «Кто мы. Культура»Добрый.

Пластилинография «Жостовские подносы»Пластилинография «Жостовские подносы» Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Нижнетагильские и жостовские подносы»
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 13:53
+127Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Нижнетагильские и жостовские подносы»» (включая файлы) размещена пользователем Голощапова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД