Марья Сергеевна
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Учимся вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
дети 5–6 лет
Предмет: развитие речи
Форма проведения: НОД
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект: УМК к Программе «От рождения до школы», Н. Е. Вераксы.
Темочки:
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Развивать связную, интонационную выразительную речь.
Задачи:
1. Развивающие : развивать связную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, развивать коммуникативные навыки.
2. Обучающие: систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника; говорить спокойно, доброжелательно.
3. Воспитательные: воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.
Виды детской деятельности:
- коммуникативная;
- игровая;
- двигательная;
- познавательная;
- продуктивная.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»; рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей; решение проблемных и игровых ситуаций: «Кто поступил правильно?» и т. д. ; чтение пословиц и поговорок о добре и вежливости.
Материал и оборудование: Кукла Оля, картинки с отрицательными и положительными поступками, гуашь, кисть, заготовки лепестков, серединка цветка, мяч, смайлики.
Планируемый результат: Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает «вежливые слова», но и всегда старается сделать приятно другим людям.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята! Давайте друг с другом поздороваемся и улыбнёмся.
От наших улыбок стало сразу светлее.
- Доброе утро! - тебе сказали,
- Доброе утро! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
2. Вводная часть.
1) Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сюрпризы? Тогда давайте присядем на стульчики и закроем глаза. (на против детей на стульчике появляется Кукла Оля, садится к детям спиной).
Воспитатель: – Ребята, посмотрите кто это?
Дети: – Кукла Оля.
Воспитатель: — Как она тут оказалас? Не поздоровалась? Отвернулась от нас. Ребята, скажите, что нужно было сделать Кукле Оле, прежде чем зайти в группу?
Дети: – Поздороваться.
2) Дидактическая игра «Приветствие».
Педагог предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, добрый день, здравствуйте, привет.
Воспитатель: - Ребята как вы думаете как мы должны здороваться со взрослыми?
-А как мы можем поздороваться с другом? (ответы детей)
Воспитатель: - Ну что, Оля, может ты поздороваешься с нами?
Кукла Оля: - Здравствуйте!
Воспитатель: – Ребята давайте пригласим Куклу Олю, на наше занятие и научим ее вежливым, добрым словам.
- Оля, бери стул и присаживайся рядом с ребятами.
3. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
1)Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
2) К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
3) Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
4) Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
5) На лугу корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)
6) Говорит Лиса Матрё на:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
2. Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова»
Воспитатель бросает детям, а затем и Кукле Оле мяч и они по очереди называют вежливые слова. (Оля не знает вежливых слов, дети ей подсказывают)
3. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Дети и Кукла Оля по очереди берут картинки и с помощью магнита прикрепляют их на доску. Объясняют по картинкам что хорошо и что плохо.
Воспитатель: - Ребята вы все молодцы, посмотрите Кукла Оля тоже молодец, она очень старается! Надеюсь, что Оля усвоила сегодня правила вежливого поведения. А сейчас давайте немного отдохнем:
Физминутка «Ровно встаньте»
Ровно встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
4. Изобразительная деятельность детей.
Воспитатель: - А сейчас ребята я предлагаю вам сделать для Куклы Оли «цветок вежливости», чтобы она никогда не забывала вежливые слова и была вежлива со всеми.
Кукла Оля: - А вы знаете ребята, я хоть и не знаю вежливых слов, но рисовать я умею очень даже хорошо и даже могу вас научить. Хотите? Давайте подойдем к столам. Посмотрите у меня есть стебелек цветка, а у вас на столах лежат не раскрашенные лепестки, их нужно раскрасить, чтобы наш цветок стал красивым и ярким.
Воспитатель: - Подожди Оля, давай-ка перед работой немного разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику:
(Дети повторяют слова и движения за взрослым, вытягивают руки вперед ладонями вверх, сжимают пальцы рук в кулачки и разжимают)
Раз-два, раз-два
Вспомним добрые слова
Здравствуйте! (Соединить пальцы в замок)
Простите! (Потереть ладонь о ладонь)
До свиданья! (Помахать пальчиками)
Извините! (Попеременно обхватить пальчики одной руки пальцами другой руки
Когда надо их сказать? (Развести руки с раскрытыми пальцами в стороны)
Как конфуза избежать? (Вращение большими пальцами, остальные соединены в замок)
Кукла Оля: - молодцы ребята! А сейчас давайте возьмем в руки кисточку и приступим к работе. (Воспитатель при помощи клея соединяет лепестки со стебельком).
4. Заключительная часть.
Воспитатель: – Ребята вы молодцы у вас получился красивый «цветок вежливости». Оля, а тебе спасибо за помощь и мы дарим тебе наш прекрасный цветок вежливости, чтобы ты никогда не забывала вежливые слова. Ребята давайте проводим Куклу Олю и скажем ей: - ДОСВИДАНИЕ!
Воспитатель: - Ребята, о каких словах мы сегодня говорили? (ответы детей) Чем занимались? Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы! На этом наше занятие закончено. Давайте скажем друг другу СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ и ДОСВИДАНИЕ!