Желтова Надежда Николаевна
Конспект НОД по речевому развитию «Со словами поиграем — много нового узнаем» в старшей группе
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Цель: учить детей выполнять задания, доводить начатое дело до конца.
Образовательные задачи:
- создать условия для совершенствования грамматического строя речи;
- упражнять в словообразовании.
- развивать слуховое внимание при согласовании существительных с прилагательными и числительными;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Со словами поиграем — много нового узнаем“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
- продолжать развивать умение подбирать антонимы к предложенным словам.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание участвовать в совместной деятельности, помогая друг другу.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие :
- способствовать овладению речью, как средством общения и культуры;
- способствовать обогащению активного словаря;
- развивать связную, грамматически-правильную речь.
Познавательное развитие :
- развивать интерес детей к образовательной деятельности, их любознательность, познавательную мотивацию.
Социально-коммуникативное развитие :
- способствовать усвоению норм, принятых в обществе, включая нравственные ценности;
- создать условия для развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развивать социальный интеллект и эмоциональную отзывчивость.
Физическое развитие :
- способствовать развитию двигательной деятельности, связанной с командной подвижной игрой.
Предварительная работа:
- речевые игры : «Подари ласковое слово», «Ты подумай, не скучай у кого чей домик называй», «Наоборот»;
- рассматривание картинок птиц, чтение рассказов о птицах, беседа на тему «место обитания домашних и лесных птиц»;
- изучение предлогов;
- изучение правильного сочитания имен числительных и имен существительных.
Оснащение:
- конверты (2 больших, 5 маленьких);
- 5 флажков, с символами;
- проектор, экран;
- картинки с изображением птиц;
- 2 мольберта, магнитики;
- мяч;
- разрезная картинка-пазл;
- книга со сказками и энциклопедия.
Используемые методы и приё мы:
- словесные (вопросы, загадки);
- наглядный (ТСО);
- практический (игровая деятельность).
- создание проблемной ситуации;
- педагогическая оценка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода?
Ответы детей: пасмурная, солнечная…
Воспитатель: Какое настроение обычно навевает на человека пасмурная (солнечная) погода?
Ответы детей:
Воспитатель: Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю поиграть в игру «Подари ласковое слово», которая, я надеюсь, поможет поднять наше настроение.
Проводится словесная игра «Подари ласковое слово»
Воспитатель: Какое у вас теперь настроение? Улучшилось?
Ответы детей.
Воспитатель: И в группе стало сразу светло и уютно от ваших улыбок. Ребята, утром рано, когда я только пришла в группу, почтальон принёс вот этот конверт, как вы думаете, что это?
Ответы детей: письмо.
Воспитатель: На конверте написано: детям старшей группы «Непоседы». Кому это письмо?
Ответы детей: нам, старшей группе.
Воспитатель: Сегодня мы собирались читать книгу. Давайте с вами сядем поудобнее и решим, что мы будем делать: читать книгу, как собирались, или вначале посмотрим что в конверте?
Дети садятся на коврик.
Воспитатель: Интересно? Мне тоже. Посмотрим что внутри. Здесь карточки. С одной стороны цифры, с другой какие-то знаки. Пока не очень понятно в чём тут дело… Загляну-ка я в конверт, может просмотрела что-то… Так тут ещё и письмо!
Воспитатель читает письмо: «Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще вы умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей, смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «очень ценное сокровище», за которым охотится Баба Яга, чтобы его уничтожить, а этого допустить никак нельзя. И чтобы она его не нашла, я спрятал его у вас в группе. Я оставил вам задания, которые вы должны выполнить, только обязательно по порядку. Будьте внимательны. Если вы ответите на мои вопросы, то найдете сокровище, которое будет для вас очень полезным. Желаю удачи. Ваш друг домовёнок Кузя.»
Воспитатель: Ребята, что вы решили, займёмся поиском сокровища или, всё-таки почитаем книгу?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда приступим к поиску Кузиного сокровища. Он написал, что задания нужно выполнять обязательно по порядку. С какого задания начнём?
Ответы детей: с первого, под № 1…
Воспитатель: Конечно с первого. Не зря нам Кузя оставил подсказки. Итак, внимательно осмотритесь, и давайте искать первое задание вот с таким символом.
Дети находят задание по № 1. На флажке изображён домик
Воспитатель берет конверт: Ребята, тут что-то изображено, как вы думаете, что это означает? Что нам предстоит сделать?
Ответы детей: правильно назвать, чей домик.
Воспитатель читает задание: Да, вы правы, нам предстоит сыграть в игру «Ты подумай, не скучай у кого чей домик называй». Только давайте договоримся сразу: чтобы задание выполнить правильно, не будем мы хором кричать, будем руки поднимать! Итак, начнем.
У медведя чей дом? – медвежий.
У зайца чей дом? – заячий.
У волка чей дом? – волчий
У барсука чей дом? – барсучий
У белки чей дом? – беличий
У черепахи чей дом? – черепаший
У лягушки чей дом? – лягушачий.
У белки чей дом? – беличий.
У собаки чей домик? – собачий.
У кошки чей домик? – кошачий.
Раздается сигнал и на экране появляется улыбающийся Кузя.
Воспитатель: Ребята, я думаю, это значит, что задание мы с вами выполнили правильно. А в конверте ещё что-то в уголочке затерялось. Смотрите, эта фрагмент какой-то картинки. А кто знает что такое – фрагмент?
Ответы детей: часть или кусочек чего-либо…
Воспитатель: Верно. Возьмем его с собой, думаю, он нам ещё пригодится.
Воспитатель поручает кому-нибудь из детей беречь фрагмент картинки.
Воспитатель: Давайте искать следующее задание, под номером 2.
Дети находят задание под № 2. На флажке изображен вопрос.
Воспитатель: Что же у нас здесь может быть?
Ответы детей: вопросы, загадки…
Воспитатель: Да, здесь загадки, попробуем отгадать?
Мы — хозяйственные птички!
По утрам несём яички
Людям к завтраку, а днём —
Ходим, что-нибудь клюём.
Ответ: Куры
Травку щиплет — не корова,
И шипит, но не змея.
Подскажите право-слово,
Как зовут его друзья?
Ответ: Гусь
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук,
Как зовут его — …
Ответ: Индюк
Воспитатель: Ребята, как назвать одним словом всех этих птиц? Они какие?
Дети: Домашние (Слайд-домашние птицы)
Воспитатель: Правильно. Тут ещё есть загадки:
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
Ответ: Дятел
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
Ответ: Снегирь
Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы -.
Ответ: Соловья
Воспитатель: А это какие птицы?
Дети: Дикие (лесные).(Слайд-лесные птицы)
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются эти птицы?
Ответы детей: домашние живут дома, за ними ухаживает человек, он кормит их и птенцов; лесные живут в лесу и сами добывают себе и своим птенцам пропитание.
Воспитатель: Кузя предлагает нам поиграть в игру «Разложи как надо» : необходимо разложить картинки с изображением птичек по двум сторонам, в одну – домашних, в другую – лесных. Для этого нам нужно построится в две команды, ваша задача взять картинку с птичкой и определить где она обитает, туда ее и прикрепить. Молодцы, быстро справились.
Раздается сигнал и на экране появляется улыбающийся Кузя.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились. Опять фрагмент картинки здесь находится. Неспроста (отдаёт фрагмент ответственному хранителю) Какое по счёту у нас следующее задание?
Дети находят задание по № 3. На флажке изображён перечёркнутый круг.
Воспитатель: Кто помнит, что означает этот символ?
Ответы детей: нужно исправить какую-то ошибку.
Воспитатель: Сейчас посмотрим. Здесь у нас письмо, написал его друг Кузи Нафаня своим друзьям, но в школу он не ходил и не всё у него правильно написано. Кузя просит помочь, и, если найдутся ошибки, исправить их. Поможем? Итак, я начинаю читать, а вы внимательно слушайте и если услышите ошибку, хлопните в ладоши, будем вместе исправлять.
«Приветствую вас мои дорогой друзья! Я живу в маленькой домике. У меня один комната. Есть один кровать и одна диван, две шкаф и три ламп. На стене висит четыре картина. Очень красивый. На столе стоит один ваза, а в ней 5 красивый ромашки. Жду вас на гости»
В процессе чтения дети замечают ошибки, говорят, как будет правильно, воспитатель ручкой исправляет.
Раздается сигнал и на экране появляется улыбающийся Кузя.
Воспитатель: Молодцы, задание было непростым, но мы справились. Ещё один фрагмент картинки забираем с собой. Какое же следующее задание?
Дети находят задание № 4. На флажке изображены стрелки навстречу друг другу.
Воспитатель: Что означает этот символ?
Ответы детей: игра «Наоборот»
Воспитатель: Да, действительно, игра «Наоборот». Поиграем? Встаем в кружок и начинаем игру.
Воспитатель кидает мяч детям по очереди, говорит слово, к которому необходимо подобрать антоним (высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой – маленький, внизу – вверху, сухой – мокрый, тихий – громкий, холодный – горячий, длинный – короткий).
Раздается сигнал и на экране появляется улыбающийся Кузя.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились, что у нас дальше? Фрагменты не забываем собирать.
Дети находят задание № 5. На флажке изображение треугольника.
Воспитатель: Ребята, кто помнит, что означает этот символ?
Ответы детей: речевая игра «Подбери предлог»
Воспитатель: Да, вам необходимо по картинке подобрать правильный предлог. Вопрос будет для каждого, так что соберемся с мыслями и начнем отвечать по очереди.
На экране появляются картинки, которые необходимо кратко описать, подобрав нужный предлог. Дети по очереди отвечают.
Раздается сигнал и на экране появляется улыбающийся Кузя.
Воспитатель: Вот мы и справились с последним заданием. А вот и последний фрагмент в конверте. Что же нам с ними делать?
Ответы детей: можно собрать картинку.
Воспитатель: Давайте попробуем. Получилось изображение книги… под столом Что же это означает? Может стоит под стол заглянуть?
Дети заглядывают под стол и находят там книгу и записку от Кузи, достают. (Книга в бумажном пакете прикреплена к столешнице снизу).
Воспитатель: Да уж, хорошо Кузя спрятал своё сокровище, никакая Баба Яга не нашла бы ни за что! Тут ещё записка от Кузи: «Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили все задания, можете забрать «сокровище». А «сокровище» мое, как вы уже догадались – это книга, но книга не простая, а «умная книга» - целая Энциклопедия! Изучайте, читайте ее и станете самыми умными ребятами на свете. Удачи вам! Кузя». Вот спасибо Кузе за такой подарок! В энциклопедии на самом деле хранится очень много полезных знаний. Что было бы, если бы Баба Яга их уничтожила?
Ответы детей: мы бы ничего не узнали и т. п.
Воспитатель: Нам удалось спасти такую ценную книгу! Мы обязательно будем её читать и узнаем много нового и интересного. А теперь, давайте подведём итоги, вспомним, чем же мы занимались? Какое доброе дело совершили?
Что было для вас самым сложным? Почему? Какое задание вам больше всего понравилось? Почему? Важно ли то, что вы сегодня сделали? Чем именно? Что полезного в энциклопедии?
Мне понравилось, как вы справились со всеми заданиями.