Екатерина Легких
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [Р], [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Звуковая культура речи: звуки [Р], [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: конверт с письмом, записка, светофор, рули, красивая коробка,карточки с предметными картинками, изображение подарка, смайлики на количество детей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Стихотворение «Напоминалочка»
Воспитатель:
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
В. : Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нам пишет Пятачок. Он спешил на День рождения к ослику Иа. Он так торопился, что упал и шарик, который он нес в подарок лопнул. Он просит нас помочь выбрать подарок для Иа. Только сделать мы это сможем только в стране звуков р и рь. Поможем?
Д: да!
В. : Тогда в путь! А поедем мы туда на автомобилях. Чтобы хорошо завести мотор. Нужно разбудить язычок.
2. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
В. : Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….
3. Знакомство со звуком.
В. : Все молодцы! Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р
- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».
- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».
4. Развитие фонематического слуха
В. : Слов со звуком «Р» много.
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)
- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:
а) Чистоговорки:
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.
б) – Следующие задание, по моему сигналу вы будете четко проговаривать кар-р-р-р, а я договаривать строчку:
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки:
Кар-тошка, кар-тонка, кар-ета, кар-туз,
Кар-низ, кар-андаш, кар-амель, кар-апуз.
в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Слова: рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.
В. : Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.
5. Физминутка «Бабочка».
В. : Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Знак «Подарок»
В. : Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?
Д. : Подарок.
В. : Да, правильно. Мы добралтсь до нужного места. Я предлагаю вам выбрать подарки для Иа. Вам надо определить предметы, в названии которых есть звук р.
Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.
*Наборы картинок:
ракета ромашка машина барабан
роза книга карандаши пирожное
самокат ручка мороженое фотоаппарат
робот гитара шары пирамидка
6. Автоматизация звука Р в слогах и словах.
В. : Ой ребята, смотрите, сорока пролетала и уронила записку: «Если не выполните последнее задание, ваша посылка не дойдет. Вреднуля.»
Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и посылка дойдет до Пятачка. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.
Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
В. : Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично,
7. Итог занятия
• Какой звук сегодня мы закрепляли?
• С кем и чем мы встречались на пути?
• Что вам понравилось на занятии?
Мне очень понравилось как вы старались помочь Пятачку, я хочу чтобы мы отметили тех кто старался лучше всех. Остальных поощрить чтобы старались в следующий раз (смайлики).