Зизевских Юлия Александровна
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Пересказ былины «Добрыня и Змей»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию в подготовительной группе
«Пересказ былины «Добрыня и Змей»
Воспитатель: Зизевских Ю. А.
Образовательные направления: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: познакомиться с жанром былины, с необычным складом речи, с образом былинного богатыря Добрыней Никитичем.
Основные задачи:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Пересказ былины „Добрыня и Змей“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные задачи:
• продолжать формировать умения последовательного пересказа текста с наглядной опорой, отображающей последовательность событий;
• приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.
Развивающие задачи:
• развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением;
• расширять словарный запас детей за счет слов: богатырь, былины, кольчуга, сказатель и др.
Воспитательные задачи:
• воспитывать уважение к историческому наследию родной страны, гордость за свою Родину, желание подражать богатырям.
Методические приемы:
Чтение былины «Добрыня и Змей» (в обработке Н. Колпаковой, беседа, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций с использованием ИКТ (слайд-презентация); лексико-грамматические упражнения (подбор синонимов, родственных слов); дидактическая игра «Снаряди богатыря в дорогу».
Предварительная работа:
Знакомство с жанром устного народного творчества - жанром былины; рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»; рассматривание иллюстраций с изображениями богатырей, их оружия и доспехи; чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др.
I этап. Мотивационный
Воспитатель: Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова и нашим гостям.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень, Всем «Привет!» и «Добрый день»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
II этап. Основной.
Дети собираются в круг возле воспитателя. На столе, накрытой салфеткой – игрушка - меч.
Воспитатель: прежде чем я уберу салфетку, предлагаю вам отгадать загадку и узнать, что там лежит:
Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же …
(Меч)
Воспитатель:
Правильно, а как вы думаете, кто на Руси мог владеть мечом? (ответы детей).
А сейчас закройте глаза, вас ждет ещё один сюрприз. (Снимает с мольберта ткань)
Что перед вами появилось? (картина Васнецова «Богатыри»)
Кто изображён на картине?
А кто такие богатыри? (воины, силачи, борцы, защитники)
Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин)
А что такое былины? (Это то, что было давным-давно)
А каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича и др.)
Воспитатель. Ну, а сейчас давайте проверим ваши знания, во что одевались богатыри, когда отправлялись на защиту родины. Разделимся на две команды. Каждой команде нужно будет собрать богатыря в дорогу.
Игра «Снаряди богатыря в дорогу».
Молодцы! (Дети садятся на стулья).
Мы с вами уже познакомились с несколькими былинами о древнерусских богатырях. Сегодня мы вспомним одну из них и я прочту её вам – былина называется «Добрыня и Змей». Слушайте внимательно! Позже вы будете её пересказывать.
После прочтения беседа по вопросам.
Как называется былина?
Кем был главный герой?
Возле какой реки гулял Добрыня?
На какой горе жил Змей?
О чем матушка предупреждала Добрыню?
Почему Змей напал на Добрыню?
Почему Добрыня пощадил Змея в первый раз?
Почему Киев был в печали?
Что дала матушка Добрыне в дорогу к пещере Змея?
Зачем матушка посоветовала сильнее хлестать коня?
Сколько суток бился Добрыня со Змеем?
Кого ещё освободил Добрыня Никитич вместе с Забавой Путятичной?
Чем наградил князь Добрыню Никитича за спасение племянницы?
Воспитатель. Хорошо вы знаете эту былину! Ну а теперь давайте сами превратимся в богатырей.
Физкультминутка (движения выполняются в соответствии со словами).
Дружно встали раз, два, три!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим, (дети шагают на месте)
(руки согнуты в локтях, показываю силу)
(правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим (ноги – на ширине плеч.)
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво. (повернуть корпус вправо – взор вдаль.)
И налево надо тоже (ладонь левой руки ко лбу, правая рука – на поясе.)
Посмотреть из-под ладошек (поворачивают корпус влево – взор вдаль.)
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись. (потягиваются)
(садятся на стулья)
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю пересказать былину. Так как былина у нас длинная, пересказывать мы будем её по частям, один начинает, другой продолжает. Слушаем друг друга внимательно. А помогут вам слайды-иллюстрации к былине (3-5 детей).
3. Рефлексия.
Что мы сегодня делали на занятие?
Чей пересказ вам больше всего понравился?
Есть такое выражение, ребята «Кто с мечом к нам придет - тот от меча и погибнет». Как вы думаете, что оно означает? (кто нападет на нашу землю с оружием тот сам и погибнет).
Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы. Спасибо вам.