Елена Акайкина
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы» (осень)
ЦЕЛЬ:
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.
ЗАДАЧИ
Образовательные задачи:
1. закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Перелетные птицы осенью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
2. упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.
3. совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.
4. закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т. д.).
5. упражнять в словообразовании (длинный хвост - длиннохвостая).
6. упражнять в составлении ианализе предложений о перелетных птицах.
7. активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий
Коррекционно - развивающие задачи :
1. развитие психических процессов: внимания, зрительного восприятия, памяти.
2. развитие связной речи.
Коррекционно - воспитательные задачи:
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам
Здоровье сберегающие задачи:
1. Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;
2. Избегать переутомления детей и мышечного напряжения;
3. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
Реализация образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Технологии:
ИКТ
Оборудование:
- Ноутбук, колонки, интерактивное устройство МИМИО
- МИМИО проект «Перелетные птицы»
- Предметные картинки с изображением различных видов птиц.
- Схемы слов (звуковой анализ)
Этапы формирования совместной деятельности:
Познакомить детей с птицами, их внешнем виде, средой обитания
Чтение художественной литературы:
• Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"
• Г. Андерсен «Дюймовочка»
• В. Гаршин "Лягушка путешествинница"
Разучивание физкультминутка «Гуси летят»
Работа с родителями – совместно с ребенком подобрать материал о перелетных птицах. Рекомендовать посещение зоопарка и Зоологического музея.
Ход НОД:
1. Вводная часть
Дети собираются вокруг воспитателя.
На экране появляются изображения различных видов птиц.
Воспитатель (В) : Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на озеро.
Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?
Ответы детей: Я думаю, что бы лететь в теплые края.
В: А, в какое время года это происходит?
Ответы детей: Это происходит осенью.
В: Правильно, а все ли птицы улетают в теплые края.
Ответы детей: Нет.
В: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?
Ответы детей: Первыми покидают ласточки, дрозды, скворцы, кукушки, жаворонки.
В: Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых?
Ответы детей: Насекомоядные.
В: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.
В: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу – гуси и утки.
В: Как вы думаете, с чем это связано?
Ответы детей: Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.
В: Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.
В: Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове -водоплавающие.
Ответы детей: плавать в воде.
В: А вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края?
В: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.
Игра "Классификация"
На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам : перелетные – зимующие.
В: Назовите перелетных птиц.
Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.
В: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют?
Ответы детей: Я думаю, потому что птицы улетают в теплые края.
В: Птицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.
Игра "Отгадай слово"
Назовите перелетных птиц, которых вы видите на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)
Игра "Составь слово"
Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову
Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)
- Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)
- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)
- Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)
Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:
- гриб, рак, апельсин, часы (грач)
- дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)
- апельсин, игла, слон, таз (аист)
2. Основная часть
В: Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края?
Ответы детей: Птицы летят стаями.
В: Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки).
Как летят перелетные птицы?
Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Гуси чаще всего летят косяком.
Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.
Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.
На экране появляются изображения птиц : скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль.
Игра «У кого какое тело?».
В. : Посмотрите какие разные птицы.
- Это скворец. У него короткий хвост?
- Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
- Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)
- Это утка, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)
. у нее лапы с перепонками. Значит они. (Перепончатые)
- Это ласточка, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)
- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
- У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
- У аиста длинные ноги. Он. (Длинноногий)
– Молодцы, ребята, правильно.
Физкультминутка «Белые лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди летели, летели, и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
3. Итог занятия
В. : Давайте еще раз вспомним некоторых перелетных птиц.
Игра "Назови слово", "К какой схеме какое слово подходит".
На столах разложены карточки "схемы". Дети угадывают название птицы и подбирают нужную картинку: утка, аист, грач, гуси
В: Вы сегодня молодцы! Много рассказали и узнали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наш сегодняшний разговор о перелетных птицах пословицей.
На экране появляются слова расположенные хаотично.
Дети с помощью воспитателя составляют пословицу (предложение).
(Всякая птица тепло ищет).
В: Скажите, сколько слов в пословице?
Ответы детей: 4.
В: Назовите пожалуйста, 1, 2, 3, 4 слово.
Ответы детей: 1 - ВСЯКАЯ, 2 - ПТИЦА, 3 - ТЕПЛО, 4 - ИЩЕТ.
В: Какое слово между 1 и 3; между 2 и 4.
Ответы детей: ПТИЦА, ТЕПЛО.
В: Молодцы! Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути.
Воспитатель вместе с детьми прощаются с птицами.
Подведение итогов.
Молодцы! Вот и закончилось наше знакомство с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (по очереди? Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?
Спасибо!