Буренина Оксана
Конспект НОД по речевому развитию о приобщении детей к традициям родного Пензенского края в подготовительной группе
▼ Скачать
Тема: «Мой родной Пензенский край»
Цель: развивать умение составлять рассказ по плану о своем родном крае.
Задачи:
- развивать умение составлять последовательный рассказ, развивать связную речь, умение правильно строить предложения;
- учить подбирать однокоренные слова, слова антонимы;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию о приобщении детей к традициям родного Пензенского края в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Пензенская область, Пенза
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- активизировать представление детей о достопримечательностях Пензенской области, о народностях, населяющих его, обобщить знания о национальных костюмах русских, мордвов, татар, чувашей и их фольклоре;
-воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям, его населяющим.
Методы и приемы: беседа, рассматривание, подвижная игра, чтение пословиц и поговорок, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением национальных костюмов русских, мордвов, татар, чувашей и их отдельных элементов, мяч.
Предварительная работа: просмотр презентация о достопримечательностях Пензенской области, знакомство с народностями, их национальными костюмами, пословицами, поговорками, считалками, играми, праздниками.
Ход НОД:
Воспитатель говорит детям о том, что ее сын Артем в Интернете познакомился с мальчиком Никитой, который живет в Москве. Никита заинтересовался нашим Пензенским краем и попросил Артема о нем написать (рассказать). Но Артему стыдно признаться, что он знает о нашем крае очень мало, поэтому он попросил вас ему помочь.
Педагог просит детей назвать то, о чем бы они хотели рассказать (как называется город, область, чем знаменита Пензенская земля, какие народности ее населяют, их занятия, традиции).
Воспитатель задает вопросы о том, как называется город, в котором они живут, что такое Родина и малая Родина, как называются люди, живущие в Пензенской области (пензенцы, пензяки, чем знаменита Пензенская область (абашевская игрушка, никольский хрусталь, вода «Кувака», какие народности издавно населяли территорию Пензенского края (русские, мордва, татары, чуваши, уточняет, как можно сказать о мужчинах и женщинах данных национальностей (модвин-мордовка, татарин-татарка, чуваш-чувашка).
Воспитатель показывает национальные костюмы и просит назвать чей это костюм. Дети угадывают (русский, мордовский, татарский, чувашский, называют их основные отличительные элементы (сарафан, кокошник, косоворотка, панар, сапоне, пулай, панго, кульмак, лапти, тюбитейка, калфак). При затруднении показывает отдельные элементы.
Педагог просит вспомнить традиционные праздники, отмечаемые народами в Пензенской области (масленица, пасха, сабантуй, Микола весенний).
Проводится татарская подвижная игра «Тимербай» :
Дети берутся за руки, образуют круг, выбирают водящего, который становится в центр круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Воспитатель читает пословицы и поговорки разных народов и просит детей рассказать, о чем они, что в них общего.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родиться. (русская)
Если лето проспишь, то зимой взвоешь. (мордовская)
Потрудишься – будешь сыт, поленишься - будешь выть. (татарская)
Предполагаемые ответы детей : говориться о трудолюбии, о том, что, если лениться и вовремя не приступить к работе, то можешь остаться голодным, потому что не соберешь урожай.
Доброе дело – навек. (русская)
Добрая слава рождается добрым словом. (мордовская)
Добрый человек – подмога в беде, дурной человек – помеха везде. (татарская)
Добру учить- добрым быть. (чувашская)
Предполагаемые ответы детей : в этих пословицах говориться о добре, о том, что доброта помниться долго, она помогает жить, а зло приносит только вред.
Воспитатель просит детей сказать, что же общего между всеми народами, населяющими Пензенскую область, какими словами их можно охарактеризовать (они имеют некоторые общие элементы в своих костюмах, у них похожи некоторые праздники, их пословицы и поговорки учат быть добрыми и неленивыми; народы трудолюбивые, гостеприимные, веселые, радостные, отзывчивые). Если дети затрудняются дать характеристику, воспитатель помогает наводящими вопросами: любит трудиться, откликается на чужую беду, любит веселиться, встречать гостей и т. п.
Предлагает поиграть в игру.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Дети встают в круг. Воспитатель произносит начало предложения и бросает мяч ребенку, тот предложение заканчивает и возвращает мяч обратно.
Город Пенза большой, а село Засечное (маленькое).
Озеро глубокое, а лужа (мелкая).
Улица Слесарная узкая, а пл. Ленина (широкая).
У нас зимой холодно, а летом (тепло).
Путь от детского сада до памятника Победы далекий, а до памятника «Катюша» (близкий).
Этот мост высокий, а этот (низкий).
Тропинка от бабушкиного дома до магазина прямая, а до леса (извилистая).
Педагог далее просит детей составить рассказ о своей малой Родине, используя все выше сказанное. Воспитатель помогает правильно начать рассказ, построить предложение, подобрать нужное слово. Выслушивается рассказы детей. Варианты детей воспитатель «записывает» на телефон. Рассказы оцениваются и поощряются воспитателем совместно с детьми и выбирается наилучший вариант. Воспитатель говорит детям о том, что запись выбранного варианта она пошлет своему сыну, чтобы он мог описать нашу малую родину Никите и благодарит от имени сына за помощь.