Ирина Агафонова
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие к Лопшо Педуню» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
Кизнерский детский сад №6 «Италмас»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию
на тему: «Путешествие к Лопшо Педуню» для детей подготовительной группы
Воспитатель: Агафонова
Ирина Павловна
Кизнер 2016
Цель: совершенствование диалогической и монологической формы речи, формирование умение вести диалог между воспитателем и ребенком.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Путешествие к Лопшо Педуню“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательные и языковые способности;
- учить драматизировать произведение;
Развивающие :
- развивать речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику;
- совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки через участие в игре-драматизации;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к удмуртскому языку, любви и уважение к народной культуре и традициям.
Ход занятия
Организационный момент.
Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.
Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза.)
- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.
(Дети желают друг другу доброго утра.)
Основная часть:
Ребята, сегодня нам пришло письмо, но я его еще не открывала, давайте откроем вместе и посмотрим что там есть. (в конверте волшебный цветок и письмо от Лопшо Педуня). А здесь письмо от национального героя, который живет в удмуртских сказках, кто это? Правильно, молодцы, Лопшо Педунь. Сейчас я зачитаю письмо, которое он нам написал. «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас к себе в гости, а поможет вам в этом волшебный цветок (воспитатель достает цветок из конверта, каждый лепесток вам поможет попасть на какую-нибудь станцию, если вы правильно ответите на вопросы. Лепестки обозначены цифрой, которой соответствует номер станции. Счастливого путешествия. До свидания». Этот цветок необыкновенный, чем он отличается от других цветов? Правильно, молодцы, у него все лепестки разного цвета. А кто вспомнит, как переводится слово цветок на удмуртский язык? (Сяська) Какого цвета лепестки у цветка? (Тодьы, чуж, вож, лыз, горд.) Сколько всего лепестков? (Одиг, кык, куинь, ньыль, вить).
Молодцы. Итак, отправляемся в путь (между каждой станцией)
Взяли в руки мы трубу – бу бу бу
Заиграли на трубе бе бе бе
И пошли в поход с трубой в бой, в бой
С нами песенка трубы бы бы бы.
Выбираем первый лепесток, и здесь такой вопрос – В какой Республике мы живем? Мы живем в Республике Удмуртия. Молодцы, на вопрос мы ответили и попали на станцию «Краеведческая». На этой станции Вика с Сашей познакомят нас с некоторыми музейными экспонатами.
Утюг (Эгырен утюг). Такие утюги в древности использовали для разглаживания одежды. Для того чтобы утюги нагревались, в них клали горячие угли, либо нагревали в печи и гладили одежду пока утюг горячий, а когда утюг остывал, приходилось менять угли.
Самовар – это часть жизни и судьбы народа. Этот предмет на столе был необходим для чаепитий. Он стал символом добра и домашнего уюта.
А вот это лапти – это традиционная обувь крестьян. Они в лаптях ходили и зимой и летом. Лапти плели из лыка. Лыко это кора липы. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
(Саша Баженов)
В наше время у каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А раньше крестьянкам воду надо было принести из колодца, для этого воду носили в ведрах, вешая на коромысло. (Карнан)
А это – Рюкзак (Песьтэр). Его плели из коры липы – лыка. В старину в таком рюкзаке школьники носили свои школьные принадлежности.
Давайте откроем рюкзак. (Дети находят перо.) Ребята, а что это такое? Правильно. Перо. А как вы думаете для чего перо в рюкзаке? Раньше ручек не было, и поэтому все писали пером и чернилами. А слово перо переводится на удмуртский язык как тылы. Молодцы ребята.
Продолжаем наше путешествие. Чтобы попасть на другую станцию, нам нужно снова оторвать лепесток. Какого цвета лепесток? А здесь снова вопрос. Кто является президентом Удмуртской Республики (Александр Васильевич Соловьев) Молодцы, и на этот вопрос ответили, и мы попадаем с вами на станцию «Семейная». Здесь мы с вами поговорим о семье. Посмотрите на картинки и скажите, кого вы на них видите? Кинэ адзиськоды картина вылысь? А теперь покажем их на пальцах и поиграем в игру «Моя семья» («Мынам семьяе») на удмуртском языке.
Таиз чиньы песятай,
Таиз чиньы песянай,
Таиз чиньы атай,
Таиз чиньы анай,
таиз чиньы мон.
Тинь кыче милям семья
Улиськом шулдыр огъя.
А теперь каждый из вас расскажет о своей семье
Молодцы. Нам надо идти дальше. Куда же нас приведет следующий лепесток? И здесь вопрос такой: Как называется поселок, в котором мы живем? (Кизнер) Молодцы, и с этим заданием мы справились, и попали на станцию «Игровая». На этой станции мы с вами поиграем в удмуртскую народную игру Сукыр така «Слепой баран»
По считалке выбирают водящего – слепого барана. Платочком завязывают ему глаза, три раза поворачивают вокруг себя. После этого «слепой баран» пытается найти стоящих вокруг него детей. Он должен угадать имя пойманного ребёнка. Если угадает, меняются ролями.
Правило игры: дети не должны дотрагиваться до «слепого барана».
Чтобы попасть на следующую станцию, нам снова нужен лепесток. Какого цвета лепесток мы выберем? А здесь вопрос такой: на какой улице расположен наш детский сад? Кыче урамын сылэ нылпи садмы (Карла маркса урамын). Раз мы на этот вопрос ответили, мы попадаем с вами на станцию «Фольклорная». На этой станции мы с вами послушаем, как раньше дразнились удмуртские дети:
1. Иван-болван кизьнэм
Со интые зег потэм.
2. Исьтапан-тапатан
Тылобурдо таракан.
3. Егор-бугор
Урам кузя питыртон.
4. Гондыр Миша колхозын,
Пичи Миша городын.
5. Вася вася василей
Коньы гумы мукылей.
6. Васька поп, пу кымес,
Кочыш ымныр пукылес.
Молодцы, а сейчас мы с вами познакомимся с новой дразнилкой –
Сергей – бергей бер юбо
Бере кылем уробо.
Ребята, на все вопросы волшебного цветка мы ответили, и последний лепесток нас привел на станцию «Театральная». А вот и сам Лопшо Педунь. Сегодня он предлагает стать вам героями одной удмуртской народной сказки. А какая это сказка, вы должны угадать, в этой сказке лиса встретилась с петухом и хотела его съесть, но петух оказался хитрее и написал на лбу лисы медведь. Какая это сказка?
Давайте выберем маски героев… у нас будет лисой, а как мы скажем на удмуртском языке слово лиса? Петух? Медведь? Волк? А кто у нас будет автором? Как переводится слово автор?
Вы готовы к выступлению? Молодцы! Будьте спокойны, уверенны в своих силах, я вам помогу.
Сказка
Кокорикок
Идёт рыжая лиса по дороге, а навстречу ей петух. Да такой красавец - хвост серпом, гребень пилой, рубаха на нём жёлтая, а под крылом плетёная корзиночка.
Увидела лиса петуха и подумала:
"Эх, съела бы его сейчас, перышка бы не оставила. Да боюсь: люди по дороге ходят, увидят - несдобровать мне тогда. Заманю-ка его к себе домой, там с ним разделаюсь без помехи".
- Здравствуй, петушок, - говорит лиса сладким голосом. - Давно мне хочется с тобой подружиться. Меня зовут Кузь-Быж - Длинный хвост. А тебя как?
- А меня Кокорикок, - отвечает петух.
- Далеко ли ты, Кокорикок, собрался?
- Да вот на базар иду, надо бы горох купить.
- Как пойдёшь с базара, так заходи ко мне в гости, - приглашает лиса. - Угощу тебя на славу.
- Ладно, Кузь-Быж, приду, - пообещал петух, а про себя подумал: "С тобой дружить - живым не быть".
- Ну, так я тебя ждать стану, - облизнулась лиса. - Ой, как тебя зовут-то, дружок? Я уж и забыла!
- Давай запишу для памяти. - Петух поднял с дороги уголё к и написал у лисы на лбу: "Медведь".
Ушла лиса, а петух поглядел ей вслед и побежал домой, покуда цел.
Лиса пришла домой, села на лавочку, стала гостя поджидать, в окошко поглядывать. Уже свечерело, а петуха всё нет. Ждала-ждала лиса, так у окошка и заснула.
Утром проснулась голодная и злая-презлая.
"Ну, - думает, - обманул меня петух. Теперь я его, как только встречу, на клочки разорву!"
Побежала лиса искать петуха.
Бежит она по лесной чаще, а навстречу ей волк:
- Куда это ты, лиса, собралась так рано?
- Да вот ищу обманщика. Тьфу, имя его забыла! Погляди-ка, оно у меня на лбу написано.
Глянул волк, а у лисы на лбу написано: "Медведь".
- А зачем он тебе? - спросил волк.
- Хочу его на клочки разорвать!
Испугался волк.
"Уж если она медведя собирается на клочки разорвать, то меня и вовсе целиком проглотит!" - подумал он и убежал без оглядки.
Тут из чащи вылез медведь.
- Здорово, лиса. Ты чего поднялась в такую рань?
- Да вот ищу. Тьфу, имя его забыла! Погляди-ка, оно у меня на лбу написано.
Медведь видит, что у лисы на лбу написано: "Медведь", спрашивает:
- А зачем он тебе?
- Хочу его на клочки разорвать!
Рассердился медведь, заревел, зарычал, схватил лису за длинный хвост и забросил в кусты.
Стукнулась лиса о берёзовый пень, едва на ноги поднялась и, охая, заковыляла к себе домой.
А про петуха уж и думать забыла.
Молодцы ребята. Спасибо вам за выступление. А нам пора возвращаться в детский сад.
Итог. Присаживайтесь на свои места. На какой станции вам больше понравилось? Какие новые удмуртские слова вы узнали? А Мне ребята очень понравилось ваше выступление. А вам образ кого больше всего понравился.
Спасибо за занятие. Тау занятилы.