Татьяна Усынина
Конспект НОД по речевому развитию «Грамматические олимпийские игры» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе на тему
«Грамматические Олимпийские Игры»
Цель: Закреплять знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности обобщить у детей знания, полученные ранее.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Грамматические олимпийские игры“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Малые олимпийские игры. Спортивные сценарии
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Конспекты занятий, НОД на олимпийскую тему
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о звуках : слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по картине, составлении схемы предложения; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
Развивающие :
- развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, желание и умение работать в коллективе, умение слушать педагога и товарищей.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, поощрять активность и самостоятельность, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности и деятельности сверстников.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: письмо; коробка; мяч; карточки с заданиями; картинки видов спорта; мольберт, синий, зеленый, красный и простой карандаши; бланки для выполнения заданий; браслеты синего, зелёного и красного цветов; карточки со схемами слов; мольберты; медали.
Методические приемы:
- словесный метод (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
- наглядно-демонстрационный метод (раздаточный материал, картинки видов спорта, карточки с заданиями);
- игровой метод (задания);
- практический метод (выполнение заданий на карточках).
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, буква, слог.
Ход образовательной деятельности
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим свое хорошее настроение
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то нашла эту посылку. Посмотрим, что здесь? (да)
Воспитатель: Посылка нам пришла от Олимпийского Комитета. Что же они нам прислали? Воспитатель открывает посылку и достает оттуда письмо и зачитывает его.
Воспитатель: «Здравствуйте дорогие ребята! Олимпийский Комитет предлагает вам поучаствовать в нашей новой олимпиаде : Грамматические Олимпийские Игры. Вы испытаете свои силы в новых видах спорта! Каждый из вас может стать олимпийским чемпионом! Желаем вам успехов!»
Воспитатель: Ребята, поучаствуем в Грамматических Олимпийских Играх? (да)
Значит сегодня вы станете грамматическим спортсменами! И как во всех соревнованиях нам нужно разделиться на команды. Предлагаю вам подойти к столу и взять браслетики.
На столе лежат перевернутые браслетики синего, зеленого и красного цветов. Дети подходят и берут по одному браслетику и надевают на руку.
Воспитатель: Ребята, вы взяли браслетики, а теперь поделитесь на команды по цветам.
Дети делятся на команды.
Воспитатель: Поприветствуем команду Синих, команду Зеленых и команду Красных. Команды наши готовы к соревнованиям. И как во всех соревнованиях должно быть жюри. Может предложим нашей гостье стать олимпийским жюри? (да)
Воспитатель дает жюри бланки для внесения баллов за соревнования.
Воспитатель: Итак, команды готовы, жюри готово. Так начнем же Грамматические Олимпийские Игры!
Первый вид спорта, в котором мы будем соревноваться называется «Звуковая ходьба». И как в каждом виде спорта в Звуковой ходьбе есть правила. Я предлагаю вам их повторить.
Из чего состоит наша речь? (из предложений)
С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)
Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)
Из чего состоят предложения? (из слов)
Из чего состоит слово? (из слогов)
Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
Воспитатель: Молодцы, приглашаем команды на линию старта. Команда красных делает шаг, когда услышит гласный звук, команда синих – когда услышит согласный твердый звук, а зеленые, когда услышат согласный мягкий звук.
Команды выстраиваются на линии старта, и делают шаг вперед, услышав нужный звук. Командам нужно дойти от старта до финиша.
Воспитатель: На старт, внимание, марш.
А, Б, Ль, С, И, Нь, О, В, Ч, Ш, У, П, Мь, Ф, Кь, Т.
Воспитатель: Молодцы! Все команды пришли к финишу. Первое соревнование «Звуковая ходьба» вы прошли.
Воспитатель: Следующий вид спорта называется «Буквенный биатлон». Команды выстраиваются в колонну и по очереди подбегая к столу вычеркивают заданную букву в одной строчке. На старт, внимание, марш! Команды молодцы! А вашу меткость оценит наше жюри.
Дети по очереди подбегают к мольберту с заданием, вычеркивают буквы и убегают обратно, вставая в конец колонны.
Воспитатель: Молодцы! Второе соревнование «Буквенный биатлон» вы прошли.
Воспитатель: Следующий вид спорта «Слоговые прыжки». Каждой команде выдаются карточки со словами. Команде нужно определить количество слогов в словах с помощью прыжков. Итак, начнем с команды Красных. Молодцы! Следующая команда Синих! Отлично! Теперь команда Зеленых! Молодцы! Вот вы и справились еще с одним новым видом спорта со «Слоговыми прыжками»!
Воспитатель: Самое время приступить к следующему соревнованию! Оно называется «Борьба на словах». Для участия в этом соревновании приглашаю вас за столы. Каждому члену команды дается карточка со словом и схемой, которую нужно заполнить. На старт, внимание, марш!
Воспитатель: Третье соревнование «Борьба на словах» вы прошли.
Карточки с заданиями отдаются жюри.
Воспитатель: Следующее соревнование «Гимнастические схемы». Каждой команде дается по карточке по которым нужно составить предложения и показать их схемы. На старт, внимание, марш!
Команды по очереди называют предложения и показывают схемы к ним.
Воспитатель: Молодцы! И это соревнование «Гимнастические схемы» вы тоже прошли. А сейчас последнее задание «Разгадай слово», но перед этим заданием давайте сделаем физкультурную паузу. Покажет нам ее Ира и Маруся.
Ребята проводят физкультминутку.
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Ребята, перед вами зашифрованное слово (спорт, разгадав которое, вы завершите соревнование. Вам нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.
1) Эстафета нелегка.
Жду команду для рывка. (Старт) … (С)
2) Не легко её добыть,
Надо храбрым в схватке быть.
Только тем она даётся,
До последнего кто бьётся… (Победа) (П)
3) Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу… (Обруч) (О)
4) Есть у нас коньки одни,
Только летние они.
По асфальту мы катались
И довольными остались… (Ролики) (Р)
5) В спорте толк он точно знает,
Он спортсменов наставляет.
(Тренер.) (Т)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, какое слово у вас получилось? (Спорт)
Молодцы, выполнили все задания! Ну вот мы и справились со всеми новыми видами спорта Грамматической Олимпиады. И пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам поделиться впечатлениями, и для этого приглашаю вас встать в круг.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, с какими видами спорта вы сегодня познакомились?
(Звуковая ходьба. Буквенный биатлон. Слоговые прыжки. Борьба на словах. Гимнастические схемы. Загадочный турнир.)
Воспитатель: Кому все конкурсные задания было выполнять легко покажите класс! А у кого были некоторые затруднения покажите замочек.
Далее дети кто показал класс рассказывают, какое соревнование им понравилось больше всего. А те дети кто показал замочек, говорят о тех соревнованиях в которых испытали затруднения.
Воспитатель: Приглашаем жюри для награждения. После подведения итогов жюри вручает медали детям.